Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 75-76 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 16 апреля 2005 года

Пол-Европы в солдатской шинели

   Да разве

   об этом расскажешь —

   Вкакие ты годы жила!

   Ккая безмерная

   тяжесть

   Н женские плечи легла!

   М Исаковский.

   На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Только по мобилизации Ленинского комсомола в армию были направлены 500. 000 девушек, из них 200. 000 комсомолок. 70% девушек, посланных комсомолом, находилось в действующей армии. Всего за годы войны в различных родах войск на фронте служили свыше 800. 000 женщин. На протяжении всей истории человечества никогда столько женщин не участвовали в войне. Об одной из них — сурдопедагоге с 49-летним стажем Анне Ивановне Колодкиной мне хочется рассказать.

   Анна Ивановна выросла в шахтерской семье в Карабаше. После окончания восьмилетки поступила в Троицкое дошкольное педагогическое училище, но проучилась всего год, как грянула война. Навсегда в ее памяти осталось 22 июня 1941 года:

   Тт самый длинный день в году

   Сего безоблачной погодой

   Нм выдал общую беду

   Н всех, на все 4 года…

   (К. Симонов).

   Уилище было закрыто, учеба прервалась. Только на пятые сутки девушке удалось добраться домой до Карабаша, где с августа 1941 года она начала работать воспитателем детского сада. 13 марта 1943 года 19-летняя Аня получила повестку из военкомата о призыве в Красную Армию. Прошла военную комиссию и вместе с 49 девушками из Карабаша прибыла в Челябинск, откуда была направлена в учебку в Еланские лагеря для получения военной специальности регулировщицы.

   Зтем была Москва, военная присяга по пути следования из Москвы на фронт, прямо в вагоне, но под Красным Знаменем. Боевое крещение произошло ночью, когда немецкие самолеты обстреляли эшелон. 13 мая прибыли в город Ржев, где дислоцировалась 62-я армия Западного фронта, впоследствии переименованного во Второй Белорусский фронт. Город был разбит, мост через Волгу взорван, обстрелы не прекращались, кругом кровь и смерть, потеря товарищей. Дрожащие, испуганные девчонки были потрясены увиденным. Но нужно было защищать Родину, а значит — честно выполнять свой воинский долг.

   Мадшего сержанта Аню Колодкину направили на дорожно-комендантский участок № 16 регулировщицей. В обязанности регулировщиц входило отслеживание переправ на паромах и понтонных мостах и бесперебойное обеспечение движения транспорта, боевой техники и пехоты в нужных направлениях, а также проверка документов у начальников колонн. Они должны были все запоминать, хорошо ориентироваться по карте и на местности, не имея права на ошибку. Им запрещалось что-либо записывать. Сколько же им пришлось пережить! Юные регулировщицы дежурили на своих постах в три смены в течение двух-трех часов по два человека. Дистанция между постами — 17-20 километров. В разное время года, дня и ночи, в грязь, в дождь, в морозы, в чужом, незнакомом лесу девушки стояли на развилках фронтовых дорог, регулировали движение: днем — красным и желтым флажками, ночью — фонарем. А машины все шли и шли к линии фронта...

   И Ржева вдоль развороченных дорог, разрушенных городов и деревень 62-я армия двинулась на запад. Порой названия населенных пунктов можно было установить только по карте.

   Врядах 62-й армии Анна Колодкина прошла всю Белоруссию. Дорога была трудной: кругом ямы, воронки, колдобины. Не обходилось без минометного, артиллерийского и пулеметного обстрелов, бомбежек. С изматывающими боями наши войска продвигались вперед от одного населенного пункта к другому. Несли потери, но не сдавали позиций. На фронте Аня вступила в ряды ВЛКСМ.

   Д сих пор не может забыть Анна Ивановна свою встречу с Хатынью. В ее памяти навсегда осталась панорама разрушенной белорусской деревни, которую 22 марта 1943 года окружил отряд карателей. Всех хатынских женщин, стариков и детей согнали в хлев и сожгли. Заживо погребенными стали 149 человек, из них 76 детей.

   Н Хатынь сгорела дотла не одна, на счету гитлеровцев еще 296 сожженных вместе с жителями белорусских деревень. За годы Великой Отечественной войны погиб каждый четвертый житель республики. Немецкие оккупанты хотели превратить Белоруссию в мертвую зону. «Некоторые из нас, — вспоминает Анна Ивановна, — буквально на глазах поседели в Хатыни».

   Рзное случалось на фронтовых дорогах. Однажды младший сержант Аня Колодкина и сержант Костя Воронцов несли службу на посту КПП недалеко от города Чаусы. Надвигалась ночь. Кругом темный лес. Неожиданно со стороны села Монастырщина послышался гул машины. Регулировщики дали предупредительный сигнал фонарем желтого, а затем красного цвета. Машина не остановилась и продолжила свое движение в направлении города. Последовало второе предупреждение — выстрел в воздух. Водитель опять не подчинился, очевидно, не желая подвергнуться проверке на КПП. Тогда Аня и Костя длинной автоматной очередью выстрелили по скатам. Только после этого машина затормозила. Человек в офицерской форме и водитель вместе с машиной были доставлены в штаб. Как выяснилось потом, машина была похищена и шла с особым заданием к немцам через линию фронта. На следующий день Анне Колодкиной и Константину Воронцову за бдительность и образцовое выполнение воинского долга от командования объявили благодарность и вручили знаки «Отличный дорожник».

   Змой 1944 года всех девушек с Урала перевели во второй эшелон Второго Белорусского фронта. Аню же оставили и назначили командиром отделения взвода регулировщиков, так как пришло новое пополнение девушек-украинок из Сумской области. В солдатской шинели Аня «прошагала пол-Европы, полземли». В составе 31-й действующей армии воевала в Польше, в Германии, Чехословакии. В 1944 году была ранена в ногу, но от госпитализации отказалась и вернулась в свой взвод. За отличное несение службы и образцовый порядок на посту младший сержант Колодкина была награждена в 1945 году наручными часами.

   Вредкие часы отдыха и благословенной передышки девушки-регулировщицы пели военные песни. Когда же начинали петь: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага», замполит Галкин давал команду: «Отставить песню!». Тогда девушки заводили другую. Они умели дружить, заражали своим весельем других, поддерживали друг друга в трудные минуты. Жили в землянках. Спали лежа, сидя, стоя. Мечтали о доме, надеялись на скорую победу над врагом и «приближали, как могли» этот день. Солдаты шли разными дорогами к победе, горя хлебнули на них вдоволь, были ранены, но все же дошли до Берлина. Какой ни с чем не сравнимый труд лег на плечи солдата по дороге к победе!

   А. И. Колодкина, награжденная орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией», благодарственным письмом за подписью генералиссимуса И. В. Сталина, закончила свой боевой путь в августе 1945-го в Чехословакии, откуда в составе запасного полка отправилась домой, в Карабаш.

   16 октября 1946 года вернулась к своей мирной профессии — воспитателя детского сада, продолжив учебу в Троицком педагогическом училище. 1 сентября 1955 года в Миассе открыли детский дом для глухих детей — здесь она и проработала до ухода на заслуженный отдых сначала воспитателем, а затем — сурдопедагогом.

   З долголетний добросовестный труд, внимание к детям и высокие показатели в деле их обучения и воспитания А. И. Колодкина не раз отмечалась грамотами городского и областного управлений образования. О таком человеке, как А. И. Колодкина, хочется сказать словами А. Т. Твардовского:

   Ипро отвагу, долг и честь

   Н будешь зря твердить.

   Ои в тебе, какой ты есть,

   Кким лишь можешь быть.

   


Л. ПАНФИЛОВА, завуч Миасской школы-интерната для неслышащих и слабослышащих детей.



назад


Яндекс.Метрика