Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 64 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 2 апреля 2005 года

Всем смертям назло

   Он перенес три ранения, каждое из которых могло стать роковым

   Отлично помню день 21 июня 1941 года — мы с отцом на велосипеде уехали с ночевкой на рыбалку на озеро Шарымтай. Поселка, что был неподалеку, давно уже нет, а озеро еще живо. Рыбаки закинули невод, и рыбы хватило на всех. На следующее утро вернулись с уловом в родную Орловку, там и услышали страшное известие о войне.

   Нчалась мобилизация. Военнообязанных мужчин призвали в армию, жить сразу стало тяжелей. Лозунги «Наше дело правое — враг будет разбит», «Все для фронта — все для победы» были не на словах, а на деле. Работали все, кто мог: старики мыли золото, мы, школьники, собирали колоски, копали картошку, старушки вязали носки и варежки для отправки на фронт. В конце 1941 начали приходить первые похоронки, возвращаться раненые — кто на костылях, кто без руки… Так и прожили тяжелейшие 4 года и, наконец, дождались Дня Победы! Правильно поется в песне: для кого-то это радость со слезами на глазах, для других — невосполнимая горечь потерь. Но радость Великой Победы была одна на всех!

   В1952 году после окончания МАМТа я пришел работать на Уральский автомобильный, в славный коллектив отдела главного металлурга. Это было одно из передовых звеньев автозавода и в спорте, и в художественной самодеятельности, и, конечно, по производственным показателям. В нашем отделе, возглавлял который главный металлург С. О. Бернштейн, работало много фронтовиков: Н. П. Седов, И. Б. Шафтан, Н. А. Патласов и Аркадий Александрович Хомутов, о котором я и хочу рассказать.

   Благодаря общим интересам (мы оба любили искусство) мы очень быстро подружились. У Аркадия Александровича на обоих висках были рубцы в виде небольших ямок. Как-то в разговоре я осторожно спросил об этом. Будучи всегда в хорошем настроении, он рассказал мне, что в 1941-м был призван в ряды Красной Армии и направлен на ускоренную учебу в школу среднего комсостава. Через 8 месяцев молодой лейтенант попал на фронт под Ленинград. Шли ожесточенные бои. Во время одной из атак, призывая роту идти вперед, А. А. Хомутов получил тяжелое ранение. Пуля попала прямо в висок и прошла навылет, сломав кости скул и пробив носоглотку. Он упал, потеряв сознание. Когда очнулся, кровь хлестала из ран, изо рта, из носа… Зажав рукавицами виски и подобрав пистолет, Аркадий Александрович самостоятельно добрался до полевой санчасти и вновь потерял сознание.

   Больше полугода отлежал молодой офицер в госпитале, восстановился и опять — на передний край фронта. В одном из боев совсем рядом разорвался снаряд. У Аркадия Александровича осколком отхватило затылочную кость черепа, с пол-ладони величиной. Снова госпиталь — врачи сделали все возможное, подарив жизнь. После войны Хомутов приехал на Уральский автомобильный завод и стал работать конструктором по проектированию правочных штампов в техбюро цеха ковкого чугуна.

   Н на этом злоключения для бывшего воина не закончились. В 70-х годах, когда Хомутов шел по цеху с непокрытой головой (в то время каски еще только внедрялись), в пролете, где проходили крановые пути, оторвался щиток крюка, весом более килограмма, и попал ему в темя. Он снова выжил, более того — не потерял работоспособность, присущее ему чувство юмора, энергию, бодрость духа.

   …Умер Аркадий Александрович в конце 80-х, после операции по удалению аппендицита. Знаю, что он был награжден двумя орденами Красной Звезды и медалями. Автозаводцы, литейщики, все, кто знал А. А. Хомутова, вспомните об этом светлом человеке 9 мая словами из его любимой песни:

   Впьем за тех, кто командовал ротами,

   Ко умирал на снегу.

   Ко в Ленинград пробирался болотами,

   Вгорло вцепившись врагу…

   


А. БУТОРИН, ветеран труда.



назад


Яндекс.Метрика