Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 46 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Пятница, 11 марта 2005 года

Великий Пост

   Вновь приходит на Русскую Землю время Великого Поста. «Возсия весна постная, цвет покаяния, очистим убо себя, братие, от всякия скверны, Святодавцу поюще руем: Слава тебе, Едине Человеколюбие» — такими словами приветствует Церковь Святую Четыредесятницу. Как же нам встретить это время?

   Гавное условие подлинной христианской жизни, по учению святых отцов, — это покаяние. Начало Христовой проповеди — «Покайтесь» (Мф. 4, 17). Пост — духовный подвиг, научающий нас прежде всего покаянию. Воздержание от скоромной пищи, увеселений, зрелищ и тому подобного — лишь подспорье для покаяния, которое должно родиться в нашей душе. Но что же такое покаяние? Как современному человеку, запутавшемуся в тенетах цивилизации, заплутавшему в суете будней, осознать для себя его необходимость? Обратимся к творениям святых отцов. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Постоянное покаяние состоит в постоянном сокрушении духа, в борении с помыслами и ощущениями, которыми обнаруживает себя сокровенная в сердце духовная страсть, в обуздании телесных чувств и чрева, в смиренной молитве, в частой исповеди». Греческое слово metanoia, которое переводится на русский язык как «покаяние», означает также «изменение сознания», «переворот в сознании». Когда человек во главу угла своей жизни начинает ставить не эгоистические устремления собственного «я», а заповеди Божии, когда он старается исполнять их на деле, понимая насущную необходимость этого — он начинает покаяние.

   Вликий Пост — это настоящая школа покаяния для всех нас. Он дает нам ответ на вопрос, как должен жить православный человек. Он сам по себе — действенное средство для исцеления недугов нашей души, для углубления нашей жизни, для укрепления нашей веры.

   Нстоящий Пост никоим образом не связан с угрюмством, безрадостностью, унынием. Наоборот, возможность исцеления, приближения к Богу, ожидание Пасхи — это и есть «время веселое поста», как называет его Церковь. Борьба против зла и греха в самом себе и победа над ними силой Христа Жизнодавца не обессиливает человеческую душу, а делает ее тверже, устойчивей в добре. И покаяние в собственных грехах рождает не отчаяние и пессимизм, а наоборот — светлую печаль о собственной душе и радость обретения Бога.

   Н старой Руси это было особенное время. В дни предначатия весны, когда небо становится глубже и чище, когда реки освобождаются из-подо льда, когда в прозрачном воздухе отчетлив и ясен каждый звук, жизнь не то чтобы замирала — она делалась собранней и строже в преддверии великой тайны приближения к Богу. И так проходила вся Великая Четыредесятница, затем Страстная Седмица, и вновь наступала Пасха — как дверь в новую жизнь, и вновь и вновь под неумолчный звон пасхальных колоколов звучали великие священные слова: «Христос воскресе из мертвых, смертию поправ, и сущим во гробех живот даровав».

   


Юрий ПОПОВ.



назад


Яндекс.Метрика