свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
46 | ||||
Пятница, 11 марта 2005 года | ||||
Великий Пост Вновь приходит на Русскую Землю время Великого Поста. «Возсия весна постная, цвет покаяния, очистим убо себя, братие, от всякия скверны, Святодавцу поюще руем: Слава тебе, Едине Человеколюбие» — такими словами приветствует Церковь Святую Четыредесятницу. Как же нам встретить это время? Гавное условие подлинной христианской жизни, по учению святых отцов, — это покаяние. Начало Христовой проповеди — «Покайтесь» (Мф. 4, 17). Пост — духовный подвиг, научающий нас прежде всего покаянию. Воздержание от скоромной пищи, увеселений, зрелищ и тому подобного — лишь подспорье для покаяния, которое должно родиться в нашей душе. Но что же такое покаяние? Как современному человеку, запутавшемуся в тенетах цивилизации, заплутавшему в суете будней, осознать для себя его необходимость? Обратимся к творениям святых отцов. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Постоянное покаяние состоит в постоянном сокрушении духа, в борении с помыслами и ощущениями, которыми обнаруживает себя сокровенная в сердце духовная страсть, в обуздании телесных чувств и чрева, в смиренной молитве, в частой исповеди». Греческое слово metanoia, которое переводится на русский язык как «покаяние», означает также «изменение сознания», «переворот в сознании». Когда человек во главу угла своей жизни начинает ставить не эгоистические устремления собственного «я», а заповеди Божии, когда он старается исполнять их на деле, понимая насущную необходимость этого — он начинает покаяние. Вликий Пост — это настоящая школа покаяния для всех нас. Он дает нам ответ на вопрос, как должен жить православный человек. Он сам по себе — действенное средство для исцеления недугов нашей души, для углубления нашей жизни, для укрепления нашей веры. Нстоящий Пост никоим образом не связан с угрюмством, безрадостностью, унынием. Наоборот, возможность исцеления, приближения к Богу, ожидание Пасхи — это и есть «время веселое поста», как называет его Церковь. Борьба против зла и греха в самом себе и победа над ними силой Христа Жизнодавца не обессиливает человеческую душу, а делает ее тверже, устойчивей в добре. И покаяние в собственных грехах рождает не отчаяние и пессимизм, а наоборот — светлую печаль о собственной душе и радость обретения Бога. Н старой Руси это было особенное время. В дни предначатия весны, когда небо становится глубже и чище, когда реки освобождаются из-подо льда, когда в прозрачном воздухе отчетлив и ясен каждый звук, жизнь не то чтобы замирала — она делалась собранней и строже в преддверии великой тайны приближения к Богу. И так проходила вся Великая Четыредесятница, затем Страстная Седмица, и вновь наступала Пасха — как дверь в новую жизнь, и вновь и вновь под неумолчный звон пасхальных колоколов звучали великие священные слова: «Христос воскресе из мертвых, смертию поправ, и сущим во гробех живот даровав».
Юрий ПОПОВ.
|
назад |