![]() | ||||
![]() |
свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|||
![]() |
37 | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Суббота, 26 февраля 2005 года | |||
![]() |
Новый Жилищный кодекс: «плюсы», «минусы», вопросы Не успели в стране утихнуть бури, вызванные введением в действие закона о монетизации льгот, как подоспел срок вступления в силу нового Жилищного кодекса. Он начинает действовать с 1 марта 2005 года. Вокруг этого документа шло немало острых дискуссий в процессе его разработки и обсуждения, и неслучайно. Воснову его заложено понятие собственности на жилье, что кардинально меняет устоявшуюся, привычную для нас систему взаимоотношений в этой сфере нашей жизни. Закон предоставляет нам все права собственника, но и возлагает на нас в полной мере ответственность за свое имущество, которую мы до сих пор по инерции сложившегося в другой общественно-политической формации порядка охотно делили с государством и местной властью. Педстоящие перемены коснутся практически каждого живущего в многоквартирном доме. Готовы ли мы к этому? Вряд ли. С тревогой ждут сегодня 1 марта и специалисты, для которых новый Жилищный кодекс станет основой деятельности. К сожалению, стало системой вступление в силу законов, механизм действия которых не до конца продуман на этапе подготовки, и это вызывает серьезные проблемы на стадии их реализации. Многие вопросы, которые возникли у юристов и руководителей жилищно-коммунальной сферы, пока остаются без ответа. Жлищный кодекс охватывает все стороны взаимоотношений, связанных с жильем, и рассматривать его можно с разных сторон. Сегодня разговор пойдет о тех нововведениях, которые могут коснуться каждого из нас уже через несколько дней или недель. П новому Жилищному кодексу забота о содержании жилья в надлежащем состоянии полностью лежит на собственнике. Вот что там сказано: «Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме... Сбственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме» (ст. 30, п. 3, 4). И еще: «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда» (ст. 154, п. 2). Жльцы дома, являющиеся собственниками квартир (а в нашем городе из 56 тысяч квартир приватизированы 42 тысячи), должны теперь сами решать, кому поручить управление домом, какую организацию нанять для проведения работ и вообще все вопросы, связанные с содержанием дома и прилегающей территории. «Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме» (ст. 45, п. 1). «Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Ккомпетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: 1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме; 2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им; 3) принятие решений о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме; 4) выбор способа управления многоквартирным домом; 5) другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме» (ст. 44, п. 1, 2). Зачит ли это, что начиная с 1 марта город может и должен снять с себя обязанности по поддержанию жизнеобеспечения в отдельно взятых домах или сохранить их за собой ровно в таком объеме, какой составляют в доме квартиры, оставшиеся муниципальными? По закону выходит, что так. А теперь представим себе такую ситуацию: 1 марта случилась авария на трубе системы теплоснабжения, подающей тепло непосредственно к дому. Она, эта труба, относится к общему имуществу собственников квартир, находящихся в этом доме. Кто должен позаботиться о ремонте и взять на себя связанные с ним расходы? До сих пор мы в такой ситуации звонили в центральную диспетчерскую службы заказчика и ждали, когда устранят аварию, выражая недовольство, если это делалось недостаточно оперативно. А теперь взгляните, входит ли в компетенцию органов местного самоуправления обеспечение ремонта лопнувшей трубы? То-то и оно: не входит! Значит, решать эту проблему начиная с 1 марта владельцы квартир должны сами. Реально ли это? Очевидно, что нет. Разве смогут сегодня жильцы дома оперативно собраться и решить, кому поручить ремонт и сколько заплатить за него? Найдутся ли среди них специалисты, которые смогут правильно оценить стоимость работ и качество их выполнения? М взяли для примера лишь одну ситуацию, от которой никто не застрахован, — и сразу столько вопросов. Нет пока что ясности и по многим другим моментам. Не определены еще критерии, в соответствии с которыми жители города могут быть отнесены к малоимущим (им город должен предоставить жилье по договору социального найма — в порядке общей очереди); непонятно, где провести границы придомовой территории и каков порядок оформления прав владельцев квартир на эту землю, и кто должен за эту работу заплатить; смогут ли все владельцы приватизированных квартир нести расходы, которые ложатся на собственников жилья, и что делать тем, кому это окажется не под силу? как быть с теми, кто по несчастью на момент вступления Жилищного кодекса в силу оказался владельцем ветхо-аварийного жилья? Эти и многие другие вопросы вызывают у представителей власти на местах немалое беспокойство. Ткого рода неясности, особенно когда речь идет о «квартирном вопросе», способны вызвать серьезные социальные последствия. Пиводить законодательство в соответствие с новыми реалиями жизни, конечно, необходимо, но лучше бы при этом действовать щадящими методами, постепенно приучая граждан нести бремя ответственности за свою собственность, которую некогда государство отдало нам бесплатно. Впрочем, жителей многоквартирных домов уже несколько лет уговаривали и убеждали создавать объединения собственников по месту жительства. Тех, кто уже научился самостоятельно управляться со своим имуществом, новым Жилищным кодексом не напугаешь. Они найдут в нем много положительного для себя. Разве плохо, скажем, сдать в аренду общий подвал дома и получать часть доходов от этого? Или направить их на содержание и ремонт подъездов, благоустройство, озеленение двора? Разве плохо самим решать, какую организацию нанять для обслуживания дома, чтобы платить при этом поменьше, а услуг получать побольше? Город готов оказать помощь владельцам жилья, решившимся управлять своим домом самостоятельно. Оенью прошлого года в администрации города приступил к работе специалист по организации комитетов территориального самоуправления и товариществ собственников жилья — Сергей Касьянов. За несколько месяцев было создано четыре товарищества собственников жилья на базе ранее существовавших кооперативов. У жильцов кооперативных домов есть определенный опыт в деле самоорганизации для решения коммунальных проблем. По сути здесь необходимо поменять организационно-правовую форму объединения жильцов. Но и в этом председателям кооперативов, которые работают по многу лет и привыкли действовать в привычных рамках, требуется помощь. Н днях в кабинете Сергея Касьянова побывал один из жителей дома № 30 по улице Керченской, что в поселке Строителей. Ему посоветовал обратиться сюда председатель комитета территориального управления Александр Халявин. Посетитель, просивший пока не называть его имени (вдруг еще ничего не получится!), рассказал, что раньше работал главным инженером ЖКК на севере, разбирается в вопросах коммунального хозяйства и хотел бы взять под контроль оказание жилищно-коммунальных услуг жильцам своего дома. Люди платят немалые деньги и должны быть уверены, что получают за них именно тот объем услуг, какой положен. С. Касьянов разъясняет посетителю, что проверить это не так трудно — стоит лишь обратиться в городской расчетно-кассовый центр с соответствующим запросом, и жильцам обязаны дать полную информацию о начисленной квартирной плате, ее поступлении и расходовании. Онако посетитель хотел бы большего — не просто знать, куда израсходованы полученные от жильцов деньги, но и иметь возможность самим распорядиться ими так, чтобы обеспечить порядок и комфорт с меньшими затратами. Например, договориться с кем-то из соседей-пенсионеров, чтобы убирали во дворе — глядишь, дешевле выйдет, чем расходы на содержание дворника в ЖКХ. Или своими силами отремонтировать обшарпанный подъезд — и на этом можно неплохо сэкономить. Подумывает бывший главный инженер-коммунальщик и об установке приборов учета — хотя бы на подъезд или на весь дом, чтобы платить только за фактически полученные тепло и воду. Да мало ли статей экономии может найти опытный и знающий хозяин, когда речь идет о своих кровных! Вот, например, в обычных домах жильцы платят за содержание и текущий ремонт жилья по 5 рублей 12 копеек за каждый квадратный метр, а в одном из домов, где создано ТСЖ — около 2,5 рубля. Не только потому, что экономно расходуют средства, но и потому, что никому не позволят безобразничать в подъезде, разрушить детский городок во дворе. Ведь за все это заплачено из своего кармана. Могие вопросы, как следует из нового Жилищного кодекса, можно решить путем голосования на собрании собственников квартир. А вот для того чтобы самим собирать и расходовать деньги, говорит С. Касьянов, надо создавать товарищество собственников жилья. Как? Для начала созвать жильцов на собрание, сообщив им о месте и времени его проведения и о повестке не менее чем за 10 дней. Причем не обязательно, чтобы все жильцы дома были активными сторонниками создания ТСЖ, вопрос этот может быть решен большинством голосов, о чем делается соответствующая запись в протоколе. Вадминистрации заинтересованным людям готовы предоставить возможность изучить все необходимые для этого документы, подсказать, в какой последовательности действовать, куда обратиться. Теперь, говорит Сергей Касьянов, новый Жилищный кодекс облегчает процедуру создания объединения жильцов. Получив для ознакомления пакет документов, наш земляк из поселка Строителей уходит — надо хорошо подумать, взвесить все «за» и «против», прежде чем приступить к делу. Но, кажется, настроен он решительно. Втом, что жильцам домов и целых микрорайонов выгодно объединяться и самим решать вопросы содержания своих домов и дворов, показывает опыт соседних городов. В Челябинске, например, даже книгу издали, в которой обобщен опыт ТСЖ и КТОСов. С цветными иллюстрациями, посмотришь — сразу видно, что многое во дворах сделано своими умелыми руками, да как красиво! Даже фонтаны самодельные из природного камня украшают дворы челябинцев. Что нам мешает жить так же красиво и уютно? В первую очередь, как это ни грустно, собственная инертность, чтобы не сказать лень. Хочется верить, что жители дома № 30 по улице Керченской или другого дома надумают объединиться в ТСЖ. Тем более что Жилищный кодекс прямо-таки подталкивает к этому. А мы обязательно будем следить за этим процессом, чтобы и другие жители города убедились в том, что не боги горшки обжигают и не так страшен новый закон, если не ждать, пока кто-то другой решит за нас наши проблемы (выдержки из Жилищного кодекса, касающиеся ТСЖ — на 6-й стр.). Сегодня мы коснулись в первом приближении лишь некоторых проблем, возникающих с введением в действие нового Жилищного кодекса. Чтобы сориентировать наших читателей в этом документе, касающемся буквально каждого, потребуется целая серия публикаций. Сейчас, повторимся, не на все вопросы могут дать ответы даже специалисты. Но если в редакцию поступят конкретные пожелания читателей, мы постараемся получить необходимые разъяснения. Для тех, кто захочет изучить Жилищный кодекс самостоятельно, сообщаем, что полный текст опубликован в «Российской газете» от 12 января. |
назад |