Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 25 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Среда, 9 февраля 2005 года

Не так страшен закон, как его малюют

   После опубликования изменений в Законе РФ «О защите прав потребителей» в областных и местных СМИ появились отклики: якобы он ущемляет права исполнителей работ (услуг) и даже ставит под сомнение само существование сферы бытового обслуживания. Фактически же раздел закона «Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)» существенно не изменился. Понятие «расторжение договора» заменено на «отказаться от исполнения договора». Стал другим порядок оплаты работ (услуг). Если ранее они оплачивались после завершения работы, то теперь это делается в порядке и сроки, предусмотренные договором с исполнителем. Не похоже, чтобы такие изменения «ударили по сервисным центрам». Что же так напугало предпринимателей?

   Сорее всего, то, что закон четко разделил исполнителей на уполномоченных изготовителями и продавцами устранять по требованию потребителей недостатки товара, обнаруженные в гарантийный срок, и на тех, кто таковыми не является. Стать уполномоченным можно только по договору с изготовителем или продавцом на условиях, которые они определяют сами. Очевидно, что заключать договоры с условиями, убыточными для исполнителей, никто из них не будет.

   Зкон не обязывает исполнителя заключать договоры, в которых он берет на себя обязанность заменить некачественный товар или вернуть за него уплаченную сумму. Дело это добровольное, и расходы исполнителя должны полностью компенсироваться изготовителем или продавцом.

   Пэтому те бытовики, которые не заключат договоры на право быть уполномоченными изготовителей товара или их продавцами, как работали по прежнему закону, так и будут. У потребителя же остается право предъявлять претензию по качеству товара по выбору: изготовителю, продавцу, их уполномоченным или импортеру товара.

   Дятельность уполномоченных не нова. Ранее они назывались организацией, выполняющей функции изготовителя или продавца. Сейчас к ним отнесены и индивидуальные предприниматели. В городе функции уполномоченных изготовителей и продавцов на устранение недостатков в товаре в гарантийный срок выполняли многие предприниматели. О них сообщалось изготовителями или продавцами в паспорте на изделие либо в гарантийном талоне. Никто из них от такой деятельности не пострадал, а, наоборот, выиграл, имея клиентов. Поэтому новшества закона напугали тех, кто не хочет заключать договор с изготовителем или продавцом: потребитель скорее пойдет к тем, о ком дана информация изготовителем или продавцом.

   Н закон интересен не только этими изменениями, расширяющими круг ответственных за удовлетворение законных требований потребителя. Прежде всего, он повысил ответственность изготовителя, продавца и их уполномоченных за отказ добровольно выполнить законные требования потребителя. Так, при удовлетворении судом требований потребителя, которые не выполнил нарушитель, с него взыскивается штраф в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя. В прежней редакции такое право у суда было, но за 12 лет я не помню случая, чтобы какой-либо судья применил эту норму на практике.

   Пскольку 50% этого штрафа перечисляется органам местного самоуправления, если с иском в защиту потребителя выступают они, то потребителям следует обращаться за помощью в судебной защите прав в органы местного самоуправления: администрацию, городской Совет депутатов.

   Ее одно дополнение в закон делает недействительными условия гарантийного талона, когда от гарантии отказываются при надуманных обстоятельствах: якобы в возвращенном товаре насекомые, пыль, посторонние предметы, влага и т. д. и т. п. Гарантия либо есть, либо ее нет, а с условиями она быть не может.

   Уочнены правила возврата некачественного товара, приобретенного в кредит: потребителю выплачивается не только сумма, внесенная по кредиту, но и проценты за него.

   П закону некачественный товар заменяется на аналогичный в 14-дневный срок. Если же товара на обмен нет, то продавец обязан возвратить уплаченную сумму в трехдневный срок.

   Ооворен законом и порядок дистанционного приобретения товара. Так, в законе определен договор купли-продажи товара, информация о котором предоставлена через средства связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и другие). От такого товара потребитель вправе отказаться в любое время до его передачи, а после передачи — в семидневный срок. Если же информация не была полной и достоверной, то потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев. Возврат денежной суммы за товар продавец обязан осуществить в десятидневный срок.

   Исамое главное: потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной денежной суммы за некачественный товар независимо от того, существенные недостатки или несущественные обнаружены в товаре в гарантийный срок.

   


Э. Подрубаев.



назад


Яндекс.Метрика