свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
224-225 | ||||
Суббота, 27 ноября 2004 года | ||||
НА СТРАЖЕ ГОРОДСКОГО КОШЕЛЬКА При весьма скромных доходах городского бюджета особую значимость приобретают вопросы о том, насколько эффективно расходуется каждый бюджетный рубль — заработанный, между прочим, нами, жителями города, налогоплательщиками, рационально ли используется городское имущество. Как раз это и является главной заботой сотрудниц контрольно-аналитического отдела городского Совета депутатов, созданного при представительном органе в феврале 2001 года. В штате отдела четыре человека, все имеют более чем 10-летний опыт экономической работы. Возглавляет КАО с декабря 2001 года Татьяна Кузнецова, ее стаж экономиста и ревизора — более 14 лет, ранее работала в финансовом органе, контрольно-ревизионном управлении Минфина. Сегодня Татьяна Борисовна расскажет читателям «Диалога» о том, что делалось и делается, чтобы наши общие деньги расходовались с умом. — Татьяна Борисовна, контрольно-аналитический отдел был создан в 2001-м году, а кто до этого контролировал расходы городского бюджета? — В 1998-2000 годах в городе не было специализированной ревизионной службы. На уровне субъектов федерации действовали контрольно-ревизионные управления Минфина, а на их основе формировалась сеть отделов по городам, но их задачей была проверка расходования денег из федерального бюджета. Втот период КРУ Челябинской области предлагало городам заключать соглашения, по которым его сотрудники проверяли и расходование денег городского бюджета. Но в Миассе таких отношений с КРУ не сложилось. — Работа вашего отдела начиналась с проверок ликвидировавшихся дирекций (напомним читателям, что до 2001 года в Миассе роль исполнительной власти играли три дирекции — городского хозяйства, социального комплекса и казны). Что показали проведенные проверки? — По дирекциям было выявлено достаточно много финансовых нарушений, сумма получилась внушительная. Например, только по дирекции городского хозяйства — 18 млн. 700 тысяч, а по всем трем — 33 миллиона. Нецелевое использование — использование на цели, не предусмотренные сметой, сверх сметы, нерациональное расходование — скажем, приобретение материалов по завышенным ценам, образование дебиторской задолженности на длительный период. Это означает, что расходы произведены, но продукция получена спустя длительный период, между тем как эти деньги могли бы работать, их можно было потратить на другие, более насущные нужды. Дстаточно много было выявлено нарушений и по ведению бухгалтерского учета, по вексельному обращению. Вообще бюджетный кодекс запрещает бюджетным организациям использовать векселя, тем не менее это довольно широко практиковалось при расчетах, причем с частыми нарушениями по учету движения векселей. — Чем объяснить, что в нарушение бюджетного кодекса широко использовались векселя? — Это связано с тем, что у организаций счета были на картотеке. (Использование при расчетах векселей также позволяло уходить от необходимости платить во внебюджетные фонды — авт.). — Отсюда и возникла задолженность во внебюджетные фонды, которая до сих пор висит на городе и на ее обслуживание отвлекаются наши, налогоплательщиков, деньги? — Да, неплатежи во внебюджетные фонды образовали большую задолженность. На 1 января 2001 года в целом просроченная задолженность по бюджетным организациям составляла 425 миллионов, в том числе во внебюджетные фонды —195 миллионов, сейчас ее удалось сократить до 98 миллионов. — В эту сумму вошел долг и в Пенсионный фонд, из которого выплачивают пенсии нашим пожилым землякам? — Да, и в пенсионный, и в фонд занятости, и социального страхования, и обязательного медицинского. — Судя по сказанному, вашему отделу с самого начала пришлось основательно потрудиться. Трудно пришлось? — Нелегко. Но нас всегда поддерживало руководство городского Совета, большую методическую помощь оказывает заместитель председателя Любовь Владимировна Борисова, у нее большой опыт работы в финансовых и контрольных органах. Тесно сотрудничаем с постоянно действующей депутатской комиссией по экономической и бюджетной политике. — Никогда не было страшновато углубляться в чьи-то финансовые дела? Не чувствовали давления, недоброжелательности? — Прямого давления на нас не оказывали, но психологический момент в работе ревизора присутствует всегда. — Чего больше встречается вам в ходе проверок — злоупотреблений, неаккуратности или, может, недостатка знаний у бухгалтеров и экономистов в организациях и учреждениях? — При проверках не так часто приходится сталкиваться со злоупотреблениями, конечно, бывает и такое, но довольно редко. В этом случае материалы проверок направляются в правоохранительные органы. У нас, кстати сказать, есть соглашение о сотрудничестве с отделом по борьбе с экономическими преступлениями УВД. В основном встречается небрежное или недостаточно компетентное отношение к оформлению финансовых и бухгалтерских документов. Иногда, к примеру, возникает необходимость внести изменения в утвержденные расходы. Это можно сделать, но лишь при условии, что документы будут своевременно и правильно оформлены, внесены соответствующие изменения в смету расходов. Если этого не сделать — вот и нарушение. — позволяет ли работа вашего отдела получить реальную экономию бюджетных средств? — Конечно. Хотя в конкретных цифрах это не всегда можно выразить. Вот, например, в наши задачи входит анализ бюджета на стадии его формирования. Мы готовим заключение по проекту бюджета на следующий финансовый год, при этом проводим анализ за предшествующие годы по доходной и по расходной части. По доходам делать прогнозы довольно трудно, законодательство то и дело меняется, не стоят на месте и межбюджетные отношения. А вот по расходам мы можем на основе проведенного анализа предложить какие-то рекомендации депутатскому корпусу в плане экономии бюджетных средств, их рационального расходования. Такая же работа идет при анализе исполнения текущего бюджета, мы выявляем потери, возникшие при исполнении бюджета организациями. Например, при исполнении бюджета 2003 года учреждениями допущена оплата пени за несвоевременное перечисление налогов в размере 0,2 миллиона рублей. — Многие ли организации вы сумели проверить за три с лишним года? — Сотрудники отдела за время его работы провели 35 контрольных мероприятий. Это и ревизии финансово-хозяйственной деятельности, в ходе которых проверяются практически все бухгалтерские документы организаций, и тематические проверки с целью анализа конкретного направления деятельности или конкретных расходов организаций. Проверками были охвачены практически все отрасли муниципального сектора, финансируемые из городского бюджета. — Какие планы на будущее? — Сейчас идет подготовительная работа по созданию нового органа местного самоуправления — контрольно-счетной палаты. Она будет создана в соответствии с требованиями Закона «Об основных принципах местного самоуправления», а также изменениями и дополнениями, которые внесены в Устав муниципального образования. Необходимо разработать положение о ее деятельности, учитывая накопленный опыт взаимодействия со Счетной палатой Челябинской области. — Предстоят какие-то серьезные изменения в работе? — Думаю, задачи и функции в основном останутся прежние, но акцент в работе будет сделан на предотвращении нарушений, хотя контрольная деятельность тоже будет иметь значительный удельный вес в работе новой структуры. Расширятся и ее полномочия, а значит, еще повысится ответственность. С целью координации работы с коллегами из других городов мы вступили в Союз муниципальных контрольно-счетных органов, созданный при поддержке Счетной палаты Российской Федерации. Прошло четыре конференции союза, мне удалось принять участие в двух последних. Делились с коллегами методиками работы. — Какая сфера, на ваш взгляд, остается самой проблемной и требует вашего внимания? — По моему мнению, следует обратить больше внимания на жилищно-коммунальное хозяйство, строительство. Расходы бюджета на эти сферы не расшифрованы так подробно, как расходы учреждений социальной сферы. Неплохо было бы подробнее посмотреть, насколько обоснованно и экономно расходуются средства. С 2005 года жители будут оплачивать жилищно-коммунальные услуги в размере ста процентов, и важно знать, насколько эффективно расходуются средства в этой сфере — от этого зависит в значительной мере уровень тарифов. Поэтому от нас требуется качественный анализ затрат предприятий ЖКХ, тем более что в этой отрасли теперь работает много частных структур, а тарифы утверждает городской Совет.
Несколько примеров из акта ревизии, проведенной в дирекции городского хозяйства контрольно-аналитическим отделом городского Совета в период ее ликвидации Вего ревизия выявила финансовых нарушений на сумму 18,7 миллиона рублей, в том числе нерационального использования бюджетных средств — на 157,5 тыс. руб., необоснованных расходов — на 13101,7 тыс. руб., нецелевого расходования бюджетных денег — на 4912,6 тыс. руб., недостач — 448,3 тыс. руб. Вгодовом бухгалтерском отчете дирекции городского хозяйства не отражен остаток не распределенного по предприятиям ЖКХ финансирования в размере 6,5 миллиона. Всчет финансирования дирекции городского хозяйства оплачена продукция одного из предприятий города — пресс-автоматы… для изготовления макаронных изделий на сумму 310,9 тысячи рублей. Пресс-автоматы были получены по доверенности, выданной некоему гражданину ЖКХ «Центральное», где, как выяснилось впоследствии, этот гражданин не работал. На учете в «Центральном» приобретенная техника не значилась. Хзрасчетная деятельность дирекцией городского хозяйства осуществлялась без каких-либо документов, подтверждающих право заниматься оказанием платных услуг. Ревизорам не было представлено ни прейскуранта, ни калькуляции цен на услуги. Мого нарушений было отмечено по вексельному обращению: отсутствовали акты приемки векселей на сумму 5144 тыс. руб., акты передачи на сумму 10637,8 тыс. руб.; имели место такие факты, как отсутствие на документах о передаче векселя подписей принимающих его лиц (в двух случаях), печатей принимающих векселя организаций (в 20 случаях); векселя передавались без доверенности (более чем в ста случаях). Тлько за период с августа по декабрь 2000 года имели место 56 случаев нецелевого использования бюджетных средств.
Из акта проверки целевого использования средств из областного бюджета за 1999-2000 годы, проведенной контрольно-счетной палатой Челябинской области В1999 году городским Советом депутатов получено кредитов на общую сумму 81928 тыс. руб., из них на погашение ранее полученных кредитов направлено 47030 тыс. руб., проценты за пользование кредитами составили 5818,7 тыс. руб. Пи общей сумме задолженности за ранее полученные кредиты в 10200 тыс. руб. заимствование денежных средств продолжается, и в 2000 году сумма займов составила 322900 тыс. руб., объем заимствованных средств вырос по сравнению с 1999 годом в четыре раза. Большая часть кредитов получена в конце года.
ЯЗЫКОМ ЦИФР И ФАКТОВ П результатам ревизии, проведенной в дирекции городского хозяйства в ходе ее ликвидации в 2001 году, начальнику УВД было направлено письмо с просьбой провести проверку по фактам нецелевого использования векселей, полученных в счет финансирования из городского бюджета в 2000 году, на приобретение мебели на сумму 6,1 млн. рублей с дальнейшей передачей ее подведомственным предприятием в качестве финансирования; по нецелевому использованию бюджетных средств на сумму 4,2 миллиона рублей, в том числе путем передачи векселей, предназначенных для погашения задолженности по заработной плате работникам спецавтохозяйства и «Водоканала», в другие организации и частным лицам без указания цели использования; а также по ряду других фактов. |
назад |