свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
205-206 | ||||
Среда, 3 ноября 2004 года | ||||
СКОЛЬКО НАДО ЛЮБВИ И ОГНЯ? Учительская профессия накладывает удивительный отпечаток: лица педагогов, даже незнакомых, порой кажутся близкими и родными. Это чувство не покидало меня в зале досугового центра «Вираж», где собрались самые известные люди Миасса. Вечер педагогических династий был организован музеем народного образования Миасса при участии всероссийской организации «Общество «Знание», филиал которой вновь открыт в нашем городе. Председатель общества Игорь Войнов и полномочный представитель Екатерина Лурье начали свою работу с чествования тех, от кого во многом зависят характер и судьба будущего поколения. З разгадкой российского характера не нужно ходить далеко. Все дело в том, как нас учили и воспитывали. Мы вырастаем и зависим от учителей еще больше, передавая в их руки самое дорогое — детей. Что запишется за школьные годы на наших «чистых дощечках»? Речь идет далеко не только о знаниях и умениях, даже совсем не о них. Будет ли маленький человечек всю последующую жизнь доверять этому миру — вот в чем вопрос. Дя ответа на него достаточно заглянуть в маленькую школу нашего небольшого городка. Почти все жители поселка Динамо своей второй мамой считают Юлию Алексеевну Терехину, основателя старейшей педагогической династии Миасса. Эта семья отдала детям в общей сложности 82 года, и 70 из них — динамовской школе-девятилетке № 12. «Было очень трудно, особенно в сороковые годы, — признается Юлия Алексеевна. — Помогала моя детская мечта: я хотела быть только учителем. И эта профессия не раз спасала и поддерживала меня в переломные моменты жизни». 86 лет трудового стажа насчитывает династия Копыловых. Родоначальница педагогической семьи Ольга Александровна в военные годы работала в детском саду по 12-15 часов, оставив дома с мамой месячную дочку Женю. Родители малышей трудились на производстве в две-три смены, и все материнские обязанности выпадали на долю воспитателей: штопали и перешивали детскую одежду, растили и воспитывали. Евгения Ивановна, второе поколение династии, почти 40 лет преподает в школе № 60 станции Миасс-2, выпустила более 1200 учеников — сейчас они разлетелись по свету. Педагогический талант передался в полной мере двум ее дочкам — Татьяна Рудольфовна Южанинова и Елена Рудольфовна Желтова работают учителями-логопедами с самыми проблемными детьми. Сейчас в Миасском педагогическом колледже учится Ольга Южанинова — она начала проводить уроки еще школьницей, в дни самоуправления. Ольгу ждут в школе с нетерпением — не каждому человеку выпадает такое блестящее начало жизни и карьеры. Лдмила Александровна Румянцева, первая учительница сотен миасских детей, участник Великой Отечественной войны, закончила миасское педучилище экстерном после демобилизации. Ее помнят выпускники первой, двадцать шестой, восьмой и, конечно же, шестой средних школ Миасса. Я тоже помню ее и готова поклясться, что за прошедшие десятилетия эта удивительная женщина ничуть не изменилась. Так получается только у хороших учителей — а другие в педагогике и не задерживаются. Сейчас дело Людмилы Александровны продолжают две ее дочери. Вдалеком военном 1943-м, вспоминает Екатерина Николаевна Галянская, для сорока малышей ее первого школьного класса нашлось только 3 букваря. Тем не менее читать и писать выучились все — просто для этого потребовалось больше сил и внимания. Обе дочери Екатерины Николаевны — педагоги, одна из них — Татьяна — защитила диссертацию и мечтает открыть в Миассе авторскую школу гуманной педагогики. А династия Рыковых такую школу по сути создала. Средняя школа № 42 поселка Ленинск — почти семейная, педагоги знают всех своих учеников не только в лицо. Может быть, ее выпускникам труднее адаптироваться в большой жизни, но 40 процентов ленинских ребят поступают в вузы. В трудовой книжке Людмилы Ивановны Рыковой только две записи: принята в школу в 1947 году, вышла на пенсию в 1999. Ее муж, Василий Константинович, работал в школе с 1943 года учителем военного дела и физкультуры, затем воспитывал в интернате ребятишек из близлежащих сел. Династию Рыковых продолжают двое детей и двое внуков. Н один десяток лет на счету педагогов Ващенко. Глава семьи Михаил Васильевич, преподаватель трудового воспитания, встречает каждый новый класс словами: «Вы пришли ко мне, чтобы стать настоящими мужчинами». У половины сегодняшних мальчишек нет отцов, приходится восполнять проблемы домашнего женского воспитания. Школьными учителями работают и жена, и дочь Михаила Васильевича, а зять — Валерий Иванович Карпунин — возглавляет городское управление образования. Закомясь с педагогическими династиями нашего города, трудно не удивляться, как не иссякает их энтузиазм в нашей абсурдной действительности. У кого в жизни больше трудностей, чем у российских педагогов? Но, видимо, люди, растящие людей, счастливы по-настоящему. Дети не позволяют стареть и болеть, дают мощный импульс к творчеству. А еще педагоги получают очень много любви — наверное, почти столько же, сколько отдают каждый день. Чтобы увериться в этом, достаточно почитать детские стихи педагога Елены Алексеевны Ранневой. Сейчас она ведет уроки музыки и кружок поэтического творчества в ДЮЦ «Надежда», ее стихи и факты биографии занесены в энциклопедический словарь Миасса. Родители — Галина Александровна и Алексей Васильевич — отработали в миасской школе по полвека. Втречи миасских педагогов обещают стать доброй традицией. На этот раз своих коллег собрал бывший директор школы № 12 Олег Николаевич Гафаров, по его словам, сам «имевший счастье быть учителем». А на следующую встречу педагогов ждет директор миасского филиала ЮУрГУ, председатель миасского филиала общества «Знание» Игорь Войнов. Он уверен — учителя должны знать, в какие руки попадут их подопечные. Миассу в этом плане очень повезло: условиям, в которых обучаются три с половиной тысячи наших студентов, нет равных в России, а по количеству преподавателей-докторов наук миасский филиал опережает головной вуз. Взавершение вечера Южно-Уральский государственный университет совместно с обществом «Знание» учредил добрую традицию: присуждение «Премии Жирафа» за активную жизненную позицию людям, высоко держащим голову всю жизнь, невзирая на трудности. Первыми номинантами стали председатель городского совета учителей-ветеранов Людмила Михайловна Васильева и руководитель общественного совета музея народного образования Миасса Маргарита Николаевна Бурьева. Нм еще многое предстоит сделать для того, чтобы в России не стыдно было учиться и учить. Задача прежде всего правительственная и политическая, но решается она на местах, в каждом учебном заведении. Первый шаг — гордость за свою профессию. И наш город на этом пути среди лучших.
Анна МОРОЗОВА.
|
назад |