свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
30 | ||||
Четверг, 15 марта 2001 года | ||||
ЗАВОДЫ УРАЛА: МЕЖДУ ЧИНОВНИКАМИ И ОЛИГАРХАМИ То, что происходит сегодня на крупнейших южноуральских предприятиях, уже не похоже на обычную свару чиновников и бизнесменов вокруг лакомых кусков собственности. Речь идет о вещах гораздо более серьезных. Гава холдинга «Сибирский алюминий», партнер Искандара Махмудова и Михаила Черного Олег Дерипаска приезжал к Петру Сумину за УралАЗом. Похоже, договорились. Встреча была хорошо подготовлена: уголовное дело, возбужденное на автозаводе аккурат к встрече олигарха с губернатором, по свидетельству компетентных источников, «имеет хорошие перспективы». Если Сумин заупрямится, а подозрения прокуратуры подтвердятся, Панов станет, как минимум, подследственным. Активы завода немедленно вернут из «дочки» «Автозавод «Урал». Тогда широкой публике может стать известно — из-за чего именно областные власти так привечали внешнего управляющего, под руководством которого автозавод, наращивая выпуск продукции, с немалой выгодой сбывал ее через дочерние, в прямом смысле «родственные» фирмы, оставляя на голодном пайке местные бюджеты и наращивая кредиторскую задолженность. Тогда подследственными могут стать люди с куда более известными, нежели Панов, фамилиями. О том, что положение Панова серьезно, свидетельствуют жесты отчаяния вроде «писем трудящихся» «Руки прочь от УралАЗа!» или истерик в заводской многотиражке типа «УралАЗ останется частью России!..» Ели же губернатор упрямиться не станет, новые владельцы могут даже на какое-то время оставить Панова на заводе — он уже никому не сможет помешать. Очевидно именно поэтому уже в понедельник Валерий Панов сделал красноречивое заявление о том, что его «предприятие несомненно заинтересовано в инвесторе, способном обеспечить его развитие» и он, Панов, «готов рассматривать предложения инвесторов, которые учитывают интересы трудового коллектива, Миасса и Челябинской области». Т же самое говорил он и во вторник на своей пресс-конференции. Онако точку в этой истории ставить рано. В тот же день, когда в администрации области Сумин встречался с Дерипаской, в челябинском отеле «Виктория» представитель акционеров, контролирующих порядка 40% акций УралАЗа встречался с одним из крупнейших свердловских промышленников, также живо интересующимся миасским автозаводом и готовым за него побороться. Влияние этого человека и стоящей за ним группы вполне сопоставимо с влиянием группы Махмудова — Дерипаски. И если Дерипаску Сумин принимал после звонка премьера Михаила Касьянова, то конкуренты «алюминиевых королей» располагают московским лобби в лице влиятельнейшей группы Александра Мамута — Романа Абрамовича (кстати, имеющих сейчас реальную перспективу заменить Михаила Касьянова на бывшего сотрудника Мамута Игоря Шувалова, нынешнего начальника аппарата федерального правительства). Втреча в «Виктории» — как и в областной администрации — закончилась продуктивно. В планах свердловчан также стоит посещение челябинского губернатора. Пред Петром Суминым сейчас стоит нелегкая задача: как выйти из ситуации «сохранив лицо» и не допустив в области ни стрельбы с гранатометанием, ни громких антикоррупционных процессов, которые неизбежно положат незавидный конец его политической карьере. Зводы — сначала УралАЗ, а следом ММК, «Мечел», ЗМЗ — все равно московским олигархам отдадут, несмотря ни на какую предвыборную риторику (впрочем, разве они когда-нибудь были собственностью областной администрации?). Таков сейчас расклад сил, такова логика событий (даже Госдума находилась под угрозой роспуска из-за того, что попробовала заблокировать новый этап приватизации). Реальные хозяева российских, а сейчас уже и транснациональных финансово-промышленных групп сменяют на жизнеспособных производствах временных управленцев, всем обязанных поставившей их туда местной власти. Дмается, процессы, идущие сейчас в Магнитке (жесткие проверки ММК федеральными структурами, арест первого заместителя поддержанного Рашниковым Аникушина), а также в Златоусте (назначение конкурсным управляющим ЗМЗ бывшего заместителя нынешнего «челябинского москвича» Василия Кичеджи Евгения Ильина вкупе с борьбой за завод транснациональных групп, представителями которых здесь выступают «Уфалейникель», «Альфа-Эко-М» и Синарский трубный завод, контролируемый МДМ-банком А. Мамута), а также в Челябинске на «Мечеле» — из того же сценария. Н вернемся к УралАЗу. Именно для того, чтобы лицо власти все-таки сохранить, очевидно и разыгрывался предвыборный сценарий с «добрым и плохим следователями». Роль «плохого» взял на себя Искандар Махмудов, грузный мужчина с нерусской фамилией и большими черными усами. Он приезжал к Сумину во время губернаторской кампании, требовал «Мечел» и ММК. Губернатор, естественно, на давление олигарха не поддался, ни пяди наших заводов не отдал и выборы выиграл. А уже после выборов, в канун женского праздника 8 Марта в Челябинск приехал «добрый» и практически русский Олег Дерипаска. Он попросил у губернатора всего лишь возможности стать на УралАЗе тем самым «инвестором, учитывающим интересы трудового коллектива, Миасса и Челябинской области». Это, сами понимаете, совсем другое дело. Н от губернатора теперь уже мало что зависит. Эти ребята будут разбираться исключительно между собой — здесь и в Москве. Дло в том, что продолжать внешнее управление — с Пановым или без него — во-первых, никому из потенциальных «реальных инвесторов» не нужно, они хотят быть безусловными хозяевами. А во-вторых оно уже вряд ли возможно под пристальным оком Генпрокуратуры, как раз с последствиями этого внешнего управления сейчас разбирающейся. Тк что реальных путей овладения заводом у «инвесторов» фактически два — либо банкротство автозавода (все признаки давно налицо) и выставление предприятия на открытые торги. Либо мировое соглашение с нынешними акционерами. В первом случае УралАЗ обойдется новым хозяевам не мене 220 миллионов долларов, во втором — порядка пятнадцати. Когда имеет место такая разница, публичных решений стараются избегать — проще договориться в узком кругу понимающих цену вопроса людей. Онако устраняться от участия в столь многообещающей процедуре, как перепродажа главных предприятий области, местные власти, похоже не собираются. Есть признаки того, что они пошли по накатанному пути. Недавно областная прокуратура получила указание в очередной раз поворошить пресловутую «проблему» «испанской недвижимости» супругов Гартунг. Это, надо понимать, «симметричный ответ» на «дело УралАЗа», возбужденное по депутатскому запросу Валерия Гартунга, акционера автозавода (1% акций). Тперь, после того как сам Гартунг публично заявил, что прекращает политическую конфронтацию с областной властью («люди сделали в декабре свой выбор и теперь власть должна доказать, что они не ошиблись...»), становится очевидным, что областных чиновников вконец «достала» вовсе не политическая, а именно антикоррупционная деятельность депутата. Всамом деле, запрос по УралАЗу — лишь один из целого ряда. Был еще запрос о деятельности областного внебюджетного Фонда развития территорий, в процессе деятельности которого неведомо куда по прямому указанию заместителей губернатора отправлялись и исчезали десятки миллионов рублей, поступавших от фирм, зарегистрированных во «внутренних офф-шорах» — Озерске, Снежинске, Трехгорном (сам фонд, между прочим, депутаты ОЗС недавно тихо прикрыли, так и не выяснив судьбу бюджетных денег — что само по себе должно бы стать предметом особого разбирательства правоохранительных органов). Был запрос и о деятельности областного дорожного фонда. Он кстати, проверялся тем же Уральским РУБОПом, который первоначально проверял работу Валерия Панова — и тоже не нашел криминала. Теперь, после перепроверки работы уже самого РУБОПа и представления Генпрокуратуры на имя министра МВД В. Рушайло «об устранении грубых нарушений закона в деятельности Уральского РУБОП и привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности», подписанного заместителем Генпрокурора РФ Ю. Золотовым), Генеральная прокуратура вполне может вернуться и к этой, очень щекотливой для областных властей теме. Есть и другие дела, в том числе уголовные, которые тихо тлеют в недрах местных «органов», но могут оказаться предметом громкого публичного разбирательства. Нпример, уголовное дело № 40229, возбужденное еще в октябре 1998 года (статья 159, часть 3 п. «б» — «мошенничество в особо крупных размерах») и с тех пор кочевавшее между прокуратурой и следственным управлением УВД области. Касается оно более чем сомнительной зачетной схемы между областными властями и нефтяной компанией «Юкос». Тогда 300 миллионов рублей бюджетных денег, предназначавшихся на решение экологических проблем региона стали разменной монетой в финансовой операции, позволившей «Юкосу» уклониться от уплаты живых денег в федеральный бюджет. В материалах этого дела фигурируют фамилии всех основных заместителей губернатора, а Счетной палатой РФ (акт проверки, подписанный старшим инспектором Счетной палаты В. А. Семаковым) зафиксированы особо яркие детали применявшейся схемы. Например, «погашение» «Юкосом» своих долгов перед бюджетом по федеральной программе «Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности ПО «Маяк», сомнительными «ценными бумагами» дочерних «липовых» фирм вместо живых денег на суммы в десятки миллионов рублей. «Юкос» сегодня, кстати, является одним из основных претендентов на получение областного заказа по обеспечению области ГСМ на следующую посевную. Надо полагать, учитывая опыт работы компании с областными чиновниками, она этот конкурс выиграет. Дпутата, распутывающего такие клубки, конечно, постараются любыми методами вывести сейчас из игры. Хотя единственный «компромат», нарытый на него за все последние годы властями — пресловутая «испанская недвижимость» четы Гартунгов (в челябинском районе АМЗ можно насчитать немало особняков, принадлежащих местным чиновникам, живущим на зарплату и их родственникам, в десятки раз превосходящих по стоимости испанскую квартиру, тогда преуспевающего предпринимателя Гартунга) выглядит как-то уж очень неубедительно. Пхоже, власти области еще не осознали, что столкнулись с принципиально иной общественно-политической ситуацией, формирующейся буквально на наших глазах, которую уже невозможно «разрулить» привычными методами межклановой разборки. Еть основания предполагать: создание на законных основаниях мощных и эффективных вертикально интегрированных общероссийских суперкорпораций становится важной частью государственной политики современной России и ее руководства. Производственно-финансовые корпорации (в отличие от дутых «финансовых империй» периода «семибанкирщины») начинают рассматриваться как элемент системообразующий, цементирующий распадающуюся экономику страны, «подпирающий» ее политический каркас, базирующийся на системе президентских полпредств и федеральных округов. Смпатии Владимира Путина к юго-восточным общественным моделям, основанных на опекаемых государством суперкорпорациях, общеизвестны, а демонстративное покровительство правительства холдингам типа «Русала» и «Сибала» неслучайно (кстати, сам президент нынче отдыхает в Хакассии — вотчине не столько Лебедя, сколько Дерипаски, владельца Саянского алюминиевого комбината). Пть спорный, но не исключено, что на сегодня единственно реальный для сохранения государства. Павда, при такой схеме местные чиновники теряют привычное «право кормления» со «своих» предприятий. Более того, как показывает опыт Чукотки и Таймыра, хозяева и топ-менеджеры суперхолдингов сами охотно принимают на себя бремя политического лидерства регионов, в которых сосредоточены «жизненные интересы» их «империй». Им виднее что тут надо делать, они хорошо знают как это делать и не желают передоверяться чиновникам с партийным или комсомольским багажом. Эо, конечно, многим до слез обидно. Но не эти люди должны определять политику и перспективу наших регионов и заводов на ближайшее будущее.
Александр Подопригора. «Новости».
РS. Олег Дерипаска, очевидно, абсолютно спокоен за судьбу своего миасского проекта. Об этом свидетельствует то, что практически сразу после переговоров с Суминым он уехал в Давос кататься на горных лыжах. Как вчера сообщило АПН, там он получил серьезную травму и не вернется в Россию по крайней мере до конца этой недели. У конкурентов «Сибала» в «битве за УралАЗ» появилась фора во времени. |
назад |