свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
167 | ||||
Среда, 8 сентября 2004 года | ||||
ЗА УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ (Продолжение. Начало в «МР» № 102 от 4 июня 2004 года). ...Русь великая, Русь тихая, Русь православная, Сышишь ли ты набат казачий? Онись, родная, и ударь в своем старом Кремле-Москве В все колокола, и твой набат будет услышан повсюду. Срось, великий народ, ярмо чужеземное, немецкое. Исольются звуки вечевых казачьих колоколов с твоим Кемлевским перезвоном, и Русь великая, Рсь православная будет нераздельной. Бей в набат, русский народ! Бей сильнее, зови сынов своих, и будем все мы дружны за Русь Святую. «Набат» А. И. Дутов. Чобы внести ясность в понимание сложившейся в первой половине 1918 года обстановки, считаю необходимым обратиться к воспоминаниям участников событий того сумасшедшего времени. Вот как описывает их Игнатий Волегов в своей книге «Воспоминание о ледяном походе», изданной в Австралии в 1988 году его дочерью, уроженкой Миасского завода, дважды приезжавшей в наш город. Волегов пишет: «...фронтовые офицеры еще там (на фронте — прим. В.М.) сняли погоны, а с некоторых их насильно содрали... Были и такие офицеры, которые открыто заявляли, что погоны даны самим государем, и кроме него никто их не снимет: «Данную присягу не нарушу!» Против этого возник вероломный и зверский лозунг «Беспощадно бей погоны!» Действительно, кто попадался в погонах разнузданной толпе, был зверски убит. Когда не стало офицеров в погонах, эта же толпа жаждала крови и кричала: «Бей очки!» Кто их носил, стал бояться за свою жизнь. Для того чтобы продолжать уничтожать офицеров и русскую интеллигенцию, был лозунг «Бей белые, немозолистые руки!» Жизнь офицеров стала совсем несносной. ...Военнопленные разных стран, которые находились в России, были распропагандированы большевиками, оказались полезными работниками для Ленина по уничтожению русских офицеров, духовенства и интеллигенции». Кк уже было отмечено в предыдущей статье, башкирское население активно участвовало в боевых действиях против интернациональных большевистских банд (по свидетельству из разныхисточников, в начальный период создания Красной Армии в ее составе, кроме военнопленных, китайцев, было много отпущенных на свободу по амнистии Керенского 1917 года бандитов разных мастей). И об этом свидетельствуют следующие документы. «Военный отдел правительства Башкирии. Июля 3 дня 1918 года № 259. Уостоверение, члену Башкирского Военного Совета прапорщику Усману Терегулову поручается организовать добровольческие отряды в районе Байсакаловской, Тунгатаровской, Мулдашевской и Сызгинской волостей Троицкого уезда. Пдписал: завед. военным отделом А. Валидов. Скретарь: прапорщик Таганов» (РГВА Ф.39616 оп. 1 д. 10 л. 388). И Приказа № 79 по отряду атамана Анненкова от 7 августа 1918 г. § 4. «В рядах моего отряда сражались башкиры, частью добровольцы, частью призванные по мобилизации. Сыны Башкурдистана восстали с оружием в руках на защиту своих прав, сознавая всю важность момента, мужественно и стойко переносили все тяжести военной обстановки, несмотря на то, что не были обмундированы и несмотря на то, что почти всегда не имели вовремя пищи. Башкиры доказали, что они достойные сыны Башкирии, умеющие смело смотреть в глаза опасности и умеющие бить своих врагов. За трудную и самоотверженную работу сердечно благодарю прапорщика Терегулова и капитана Качалова и всех г. г. офицеров и всех бойцов башкир и желаю процветания автономной Башкирии и молодому войску на славу старикам и страх всем, кто желает затронуть права вольного народа. Пдлинный подписал: атаман отряда, войсковой старшина Анненков. Верно: адъютант штаба поручик Лекарев» (РГВА ф. 39711 оп.1 д.1. 2). Рль самого атамана Анненкова в советский период явно принижалась. Он родился в офицерской дворянской семье в Новгородской губернии. Отец был в чине полковника, имел небольшое имение — восемьдесят десятин земли. Окончив Одесский кадетский корпус, он был переведен в Александровское военное училище, откуда вышел в чине хорунжего и был отправлен в город Джаркент, где до 1914 года служил в Сибирском казачьем полку. В захудалом пограничном городке хорунжий Анненков командовал сотней, но его не покидала мечта о славе, о военной карьере. Но вот началась война с Германией и Анненкова направили в Кокчетав, где формировались новые казачьи части для отправки на фронт. На фронте Анненков отличается в бою как храбрый офицер. Он — участник оборонительных боев в Пинских болотах, свидетель поражения русской армии под Гродно. Осенью 1915 года в русской армии формируются партизанские отряды для боев в тылу немцев. Так возникли и партизанские отряды из отборных казаков-смертников. Им была присвоена и соответствующая форма — черные рубахи, эмблема смерти в петлицах и девиз «С нами бог!» Анненков, имея под своей командой сто пятьдесят человек, делал лихие набеги на немецкие тыловые части, нападал внезапно, бил наверняка и убегал так же быстро, как и появлялся. За отвагу и мужество в бою был награжден Георгиевским крестом. Псле октябрьских событий Анненков не признал Советской власти и, сохранив оружие и присвоенную форму, решил со своим отрядом выехать в Западную Сибирь, где совершил налет на Омск, похитил в городском соборе знамена Ермака — покорителя Сибири и другие реликвии и скрылся в киргизских степях. Весной 1918 года в станице Мельничной, вблизи Омска, Анненков собирает вокруг себя контрреволюционную вооруженную силу, и когда на сибирской железной дороге чехи поднимают мятеж, Анненков вместе с ними захватывает Омск и ведет вооруженную борьбу против большевиков. В июне 1918 года Анненков со своим спецназом появился в районе Уйской станицы ОКВ и своими решительными действиями с помощью упомянутых отрядов казаков вдребезги разгромил интернациональные банды под командованием братьев Кашириных (впоследствии отблагодаренных властью за предательство казачьих интересов) и Блюхера, также отблагодаренного за «подвиги», совершенные против простого народа. Н вражья сила заставила казаков покориться большевикам, которые создали систему отнятия детей у родителей и воспитали их в духе ненависти к вековым казачьим традициям, любви к Родине, преданности народу. Однако не все сумели вытравить. Дети героев-добровольцев также самоотверженно защищали свою Родину в годы Великой Отечественной войны, некоторые стали Героями Социалистического Труда и пользуются заслуженным авторитетом у своих товарищей. А вот станут ли известными людьми дети нуворишей — вопрос. Будет ли им Родиной чужая земля — не знаем. Однако несколько поколений русских людей мечтают вернуться в Россию — это факт. Н уровне генетической памяти остались такие понятия, как любовь к Родине, родному краю, государственности. Ведь недаром сегодняшнее поколение мужчин воюет не из-за страха быть расстрелянным заградотрядом, а из-за того, что может распасться государство.
В. МАНДРЫГИН, краевед.
|
назад |