Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 165 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Понедельник, 6 сентября 2004 года

ПОТЕРЯВШАЯСЯ ГАРМОНИЯ

   Несмотря на резкое снижение общего количества учащихся в школах города (результат демографической политики государства), многие годы постоянно высоким остается число специализированных классов. Если десять лет назад (1994-1995 уч. г.) в 57 специальных классах обучались 868 учащихся, то в прошлом учебном году в общеобразовательных учреждениях города функционировал 101 коррекционный класс на 1070 школьников. В новом учебном году укомплектовано 89 классов, в которых по специальной программе будут обучаться 961 учащийся. Растет и количество специальных групп в дошкольных учреждениях, в которых увеличивается процент охвата детей с интеллектуальной недостаточностью, нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата, речи.

   П последним данным, 70 процентов наших детей нуждаются в той или иной помощи педагогов и врачей. Отношение к аномально развивающимся детям отличалось в разные времена. В Спарте их считали уродами, в темную эпоху Средневековья они были детьми самого дьявола, в Древней Руси к убогим испытывали жалость, а в эпоху Возрождения их называли дефективными. Мы живем в новом тысячелетии прогресса и просвещения. Медицина сделала невероятные успехи по спасению людей на телесном уровне, но она пока не властна над умами.

   Вчем кроется причина сбоя, что нарушает естественный путь восхождения человека к вершине совершенства? В этом мы попытались разобраться, и об этом наш сегодняшний разговор.

   

   Коротко

   - Психическое здоровье — это социально значимый феномен, по уровню и состоянию которого судят о степени развития и благополучия общества.

   - Общее число психически больных людей на 1.01.03. (без наркологии) в России составило 4,09 миллиона человек, это на 16,5% выше уровня 1991 года. Заболеваемость увеличилась на 50,6% и достигла 390,2 случая на 100 тысяч населения.

   - Особые дети — это дети с проблемами в развитии, дети с особыми образовательными потребностями, дети с ограниченными возможностями здоровья.

   

   Здоровье нации — в семье

   Ттьяна Сорокина, учитель-логопед ДОУ-63, грамотный, добрый, любимый детьми и родителями педагог. 5 лет проработала с особыми детьми. Имеет свое видение данной проблемы, поскольку знает о ней не понаслышке.

   — Татьяна Леонидовна, чем отличаются особые дети от здоровых?

   — Я бы сказала — неоднородностью. Общую характеристику к ним применить невозможно. Даже в педагогике на этот счет нет единого мнения. Но я попытаюсь объяснить. Мы все воспринимаем окружающий мир ушами и глазами. Здоровый человек что-то увидел или услышал, и его зрительная или слуховая реакция оставляет след в головном мозге. У детей с задержкой психического развития (ЗПР) полученная информация не оставляет должного следа. Поэтому при поступлении в школу у них обнаруживается недостаточность знаний, ограниченное представление об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, преобладание игровых интересов, инфантилизм.

   — Назовите основные причины ЗПР?

   — Это наследственный и социальный факторы, воспитание, органическая недостаточность центральной нервной системы, связанная с неблагоприятным внутриутробным развитием или родами. Помню случай, когда у умственно неполноценной матери родился генетически здоровый ребенок, но «благодаря» среде, в которой он воспитывался, у него появилась задержка психического развития. Каждый ребенок учится не на словах, а на деле, поэтому огромную роль в психическом здоровье нации играет семья. В социально неблагополучной среде ребенок не получает должного внимания, испытывает недостаток информации. И на фоне педагогической запущенности даже у ребенка со здоровой нервной системой наблюдается ЗПР.

   Ниболее сложная форма ЗПР связана с органическим поражением центральной нервной системы. Она появляется вследствие патологии беременности и родов, интоксикации, инфекции, травмы центральной нервной системы в первые годы жизни ребенка. При этой форме ЗПР, наряду с признаками замедления темпа развития, имеются симптомы повреждения центральной нервной системы. Это проявляется в эмоционально-волевой незрелости, внушаемости, слабости воображения. У одних детей проявляется импульсивность и расторможенность, у других — робость, пассивность и склонность к страхам.

   — С какими проблемами сталкиваются педагоги при работе с этими детьми?

   — Основная проблема связана с ранней диагностикой и коррекцией. В больших городах она давно уже решена, у нас же в городе работа должным образом не налажена. Хотя положительные сдвиги, конечно, есть. Несмотря на финансовые трудности, МГУ «Образование» открывает в дошкольных учреждениях специализированные группы для детей с 5 лет. Только этого времени не хватает, чтобы подготовить ребенка к школе. Начинать коррекцию надо с 3-летнего возраста, когда с детьми эффективно могут поработать узкие специалисты: дефектологи, логопеды, психологи и невропатологи, которых, кстати, в городе не хватает. А те, что работают, — настоящие энтузиасты своего дела. Сегодняшняя педагогика отдает приоритет школе, но в школе работать с такими детьми уже поздно.

   Ворая проблема — это родители. Даже среди педагогов бытует мнение, что ЗПР — это умственно отсталые дети. Родители плачут, не хотят отдавать детей в специализированные группы, полагая, что для их детей это станет клеймом на всю жизнь. Да, действительно, у детей с ЗПР наблюдается недоразвитие, но тем не менее с ними можно и нужно работать! Направление детей в коррекционные группы — в интересах семьи и общества в целом. В специализированных группах с одним ребенком работают сразу несколько специалистов, но как трудно бывает убедить в этом родителей, особенно с высшим образованием.

   Вмоей практике был случай, когда ребенка с ЗПР и сильным нарушением речи не хотела принимать школа. Сразу замечу, что это неправомерно, хотя есть дети, которые не должны там находиться: с эпилепсией, нарушением зрения. И что же? Этот ребенок все три года начальной школы проходил в отличниках! Как дальше сложится его судьба, покажет время. Я убеждена, что работать надо со всеми родителями, с неблагополучными тоже.

   И третья проблема, которую бы я выделила и о которой вскользь упомянула выше, — это проблема педагогов и медиков. Учителя зачастую не видят и не понимают детей с ЗПР и действуют согласно своим амбициям. Для них важнее оценка, а ведь для отдельного ребенка и тройка может считаться достижением. Мы сегодня много говорим о школе и как-то забываем, что важнее всего личность педагога. Наверно, все учителя любят работать со способными и здоровыми детьми. А вы попробуйте особых детей научить. Вот где мы, педагоги, по-настоящему учимся. Сложная эта тема, такой пласт... У учителей коррекции нет ни соответствующих зарплат, ни доплат…

   — Татьяна Леонидовна, какое мнение у вас сложилось об особых детях, каким вы видите их будущее?

   — Я работала с этими детьми с удовольствием. Очень славные детки. Здоровые и, как считается, нормальные дети зачастую эгоистичны, а эти добрые, отзывчивые, всегда готовые помочь. Видимо, в природе должна быть гармония, и она компенсирует другим там, где не додала. Что касается будущего... Одно могу сказать точно: как бы мы, педагоги, ни работали, для всех детей важнее семья.

   

   Медицина шагнула, а нравственность упала

   Кнстантин Башлыков, детский реаниматолог горбольницы № 4, настоящий врач-целитель, спасший сотни детей.

   — Мир стал прозрачнее, поэтому заболеваемость растет. Успехи диктатуры в здравоохранении были несомненны. Железный занавес нас закрывал. Контакт с миром принес нам увеличение венерических заболеваний и наркомании, СПИД и распущенный образ жизни. Новорусская болезнь — недоношенные дети, появившиеся на свет раньше времени вследствие вялотекущих внутриутробных инфекций (родители погуляли). В глубинке эти болезни до сих пор плохо диагностируются.

   Навственность — вот фундамент, влияющий на физическое здоровье. В нашем обществе родители как-то легко стали отказываться от своих детей. У меня есть своя гипотеза: «Когда человек способен любить открыто, по-настоящему, он способен передавать здоровье». Я знаю много примеров, когда атмосфера любви к ребенку творила чудеса. Только при глубокой работе, не жалея сил и времени, можно вытащить детей.

   Ксожалению, мы не можем соотнести статистику по ЗПР с прошлыми десятилетиями. Сегодня другая ситуация, и лекарственная тоже. Дети выживают телом, но родители не могут довести их до ума. Скорее всего, раньше дети, которых мы сейчас спасаем, просто не выживали. От острых ситуаций детская реанимация спасает около 200 детей в год. Работа в нашем отделении реанимации в последнее время сместилась, выхаживаем в основном недоношенных детей или детей с пороком развития. В 1993 году роддом и детская больница получили прекрасную аппаратуру, научились с ней работать, и смертность резко сократилась. Вот и увеличился поток больных детей, неперспективных в плане социальной адаптации.

   

   ЗПР - это не фатально

   Вктор Гормаш, детский психиатр с 26-летним стажем, работает в поликлинике городского психоневрологического диспансера.

   — Рост алкоголизма и наркомании не мог не сказаться на здоровье общества. Большинство детей с ЗПР — из неблагополучных семей. Некоторых детей видно с рождения: они позже начинают сидеть, ходить, говорить. Другие не могут полноценно участвовать в процессе обучения в садике или не справляются с учебной программой в школе. Я думаю, что система классов выравнивания совершенно оправданна и действует в интересах детей, хотя многие школы сегодня предпочитают от них отказываться. У части детей задержка психического развития со временем выравнивается. По окончании школы эти дети могут получить не очень сложные профессии. Если у ребенка легкая форма заболевания и при этом хорошая адаптация, он может рассчитывать и на получение более сложных трудовых навыков. К сожалению, вырастая, многие из этих детей попадают в ту же социальную среду, из которой вышли, и, как правило, становятся на путь преступлений.

   Н ЗПР — это не фатально. У людей, страдающих задержкой психического развития, могут родиться совершенно здоровые дети. Очень важно нашим больным проходить соответствующее лечение. Мы назначаем им ноотропы, витамины, а так же занятия с дефектологом и психологом. Но часто случается, что назначения врачей остаются без внимания. Или родители этих детей разводят руками, потому что им не на что купить дорогостоящие препараты. К проблеме должно повернуться общество, а медицина не всесильна. И при этом важно знать, что ЗПР — это пограничная патология между нормой и психическими заболеваниями. Если с особыми детьми правильно заниматься, то со временем половина из них адаптируется и все в их жизни сложится хорошо. А значит и у общества головных болей поубавится.

   

   Дети перестройки

   Вктор Неживенко, врач-гинеколог горбольницы № 2. Его знают едва ли не все женщины Миасса. Он консультирует, оперирует, делает УЗИ, принимает роды.

   — Я думал над вашим вопросом, хотя он требует более глубокого исследования (надо брать дела из архива), и пришел к выводу, что всплеск ЗПР — это результат нашей перестройки (1991-1996 гг.). Я помню эти годы, был полный обвал. Тогда из-за снижения рождаемости условно расширились показания для родов. И одновременно выросло количество социальных показаний для прерывания беременности. Рожали женщины нездоровые. Связать ситуацию с акушерскими просчетами невозможно. Родовой травматизм обусловлен особенностями механического строения женского организма. Около 10 лет назад кесарево сечение делалось 10 процентам женщин, сегодня этот показатель достиг 25 процентов. Против природы не пойдешь.

   Еть такое понятие как «аномалия родовой деятельности». И все-таки проблема больше социальная. Мы вызываем роды не от хорошей жизни. Конечно, каждый кулик свое болото хвалит, но, по моему мнению, профессионализм акушеров и гинекологов в городе на хорошем уровне. Надо создавать нормальные условия для работы нам, врачам, и женщинам-роженицам. Сегодняшний показатель заботы общества о подрастающем поколении — долгострой второго тысячелетия — детская городская больница. Может, мы не достойны жить лучше?

   


Страницу подготовила Инна НЕЧАЙ.



назад


Яндекс.Метрика