Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 148 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Среда, 11 августа 2004 года

«БАЗАЛЬТОВСКИЙ» ВОЗРАСТ

   Когда гендиректор ЗАО «Базальт» Геннадий Викторович Брехов демонстрирует, каких успехов удалось добиться ему и его команде за тринадцать лет работы предприятия, невольно удивляешься: как такое могло получиться в условиях суровой российской действительности? Ведь производство начиналось практически с нуля! Сегодня «Базальт» — крупнейший в России производитель гидравлических цилиндров тормозов и сцепления для автомобилей «ВАЗ», он же — поставщик гидроцилиндров для нашего автозавода. География поставок продукции предприятия довольно обширна: это не только вся Россия, но и страны Восточной Европы, а также республики Средней Азии. При этом «детище» Геннадия Викторовича состоит всего лишь из двух (!) производственных цехов. В общей сложности в «Базальте» трудятся около 300 человек, две трети из которых — молодые специалисты в возрасте до 30 лет.

   — «Базальт» на сегодняшний день является одним из самых успешных предприятий в городе. За сравнительно небольшой промежуток времени оно превратилось в крупнейшего российского производителя гидроцилиндров. В чем заключается формула успеха?

   — Составляющих этой формулы много, но прежде всего это профессионализм наших сотрудников, средний возраст которых сравнительно небольшой. За станками стоят 20-30-летние молодые люди, которые овладевают навыками профессии под руководством более опытных старших коллег. Сотрудники системы менеджмента, естественно, чуть постарше. В «Базальте» приблизительно 70% работников — люди до 30 лет. В последние годы идет полуторакратный рост объемов производства. За два года мы увеличили ВВП в 2,25 раза. Примерно на треть возросла численность работающих. В этом году также планируется увеличение, но не такое значительное.

   — В одном из интервью вы сказали, что берете на работу только отличников. Это значит, что тем, кто не имеет красного диплома в кармане, сюда путь заказан?

   — Не совсем так. Конечно, как и все работодатели, я заинтересован в приме на работу специалистов, окончивших техникум или вуз по технической специальности с отличием. Но и тем, у кого средний балл хотя бы не ниже четырех, дорога открыта.

   — С какой специальности начинают свой трудовой путь молодые выпускники?

   — Начинают они, как правило, с уровня технических специалистов.

   — И сколько лет человеку необходимо проработать, чтобы он мог рассчитывать на повышение?

   — В условиях нашего предприятия при хорошей работе карьеру можно сделать в считанные месяцы. Если человек толковый, то, как правило, он быстро достигает поставленной цели. Пока недостатка в кадрах мы не испытываем, все должности заняты и ротация идет минимальная. Если и возникает необходимость в новых сотрудниках, то в течение короткого срока все места заполняются. Конечно, определенный процент «текучки» есть. Я не говорю, что кадровых проблем вообще не существует. Просто мы их стараемся решать в предельно короткие сроки.

   — Какими, на ваш взгляд, деловыми качествами должен обладать идеальный работник?

   — Во-первых, это профессиональная пригодность. Во-вторых, дисциплина и самодисциплина. Работник должен быть дисциплинирован и управляем. Хотя, конечно, можно говорить и о самостоятельности, предприимчивости и так далее. Но все же профессионализм и дисциплина остаются для меня главными.

   — Ожидается ли на предприятии расширение производства и, следовательно, увеличение количества рабочих мест?

   — В общем-то, да. Сейчас «Базальт» работает по законам расширенного воспроизводства. Пока что мы закрываем лишь небольшую часть от всей емкости российского рынка — 15-20%. Остальную часть занимают, к сожалению, конкурирующие фирмы, и в том числе — иностранные (около 30% рынка).

   — А как же АвтоВАЗ?

   — АвтоВАЗ никогда не был крупным производителем автозапчастей для своих автомобилей. Срок службы автомобиля «ВАЗ» рассчитан на 6-8 лет, после чего его надо списывать, но покажите мне того, кто это делает через такой короткий промежуток времени! Поэтому АвтоВАЗ просто-напросто не справляется с производством запасных частей для собственных автомобилей и в ближайшее время справиться не сможет. Здесь и возникла та ниша, которую заполнили вновь образованные частные предприятия, в том числе — «Базальт».

   Сйчас на постоянной основе идет работа по расширению производства, запуску и освоению новых изделий. Соответственно, развивается и техническая база, хотя она у нас уже сейчас солидная. В конце августа-начале сентября мы планируем открыть еще один участок. Потребуется порядка десяти новых работников. Таким образом, расширяется объем наших индивидуальных возможностей. Появятся резервные площади — появится возможность принять на работу молодых специалистов.

   — Может ли молодой человек — выпускник политехнического института — быть уверенным, что он будет востребован на таком предприятии, как «Базальт»?

    — Технические специалисты сейчас нужны везде — не только у нас, но и на других предприятиях города. Если проанализировать статистику центра занятости, то становится ясным, что технические специалисты востребованы, тем более — с отличной подготовкой.

   — То есть будущее за молодыми?

   — Конечно. Сегодня все говорят, что молодежь плохая. Про нашу молодежь я такого сказать не могу. Она у нас на предприятии замечательная. Может быть, это и заслуга нашей кадровой службы. Особенно хочется отметить начальника самого крупного участка корпусов № 1 Е. Водянова, инженеров-конструкторов из технического бюро А. Коростина (на нижнем снимке справа) и А. Мокрышева, техников-технологов Е. Карпюка,

   И Аганину (на нижнем снимке) и Р. Загидуллина (на нижнем снимке слева). Одним словом, все ребята у нас молодцы.

   — Вы начинали организовывать производство в 1991 году и сейчас постоянно повторяете, что предприятие начиналось с вас. Трудно было тогда?

   — Да, трудностей было много.

   — Если попытаться начать сейчас, будет труднее или легче?

   — Сейчас легче с организацией финансирования, но и труднее потому, что рыночная ниша уже занята, то есть организовать такое предприятие, как наше, конечно, возможно, но рынок уже заполнен.

   — Согласились бы пережить все это во второй раз?

   — Честно говоря, не хотелось бы.

   — Многие молодые люди сейчас просто бредят идеей «сколотить» небольшую компанию. Что вы им посоветуете?

   — Вперед. Ничего здесь сложного нет, просто надо как следует все просчитать и не бросаться вслепую. Спокойно сесть, составить технико-экономическое обоснование, в котором выделить все основные моменты (в частности, возможность выхода на рынок), и, если все гладко, — вперед. Отступать здесь уже нельзя. Объективную проработку проекта в наше время сделать нетрудно. Главное в этом деле — соображать самому, быть смелее и целеустремленнее.

   — Вы считаете себя успешным человеком?

   — Себя лично — нет, потому что успехи могли бы быть более значительными.

   — Что вы понимаете под выражением «социальная ответственность бизнеса»?

   — В первую очередь — социальная ответственность перед своими работниками: вовремя платить зарплату, создать хорошие условия труда на производстве (цеха у нас достаточно чистые, в хорошем состоянии территория завода). И, конечно же, не я придумал одну из заповедей: помогать «сирым и убогим». В прошлом году мы, например, потратили более 1 млн. рублей на различные социальные программы, оказывали спонсорскую помощь школьным и дошкольным учреждениям, ряду спортивных организаций.

   — Геннадий Викторович, каково ваше отношение к спорту вообще и к спортсменам в частности? Слава спортивных команд «Базальта», в том числе футбольной, велика. Заметно, что на вашем предприятии уделяется большое внимание здоровью и физической подготовке сотрудников. Вы полагаете, что работник должен быть еще и спортсменом?

   — К спортсменам отношусь с большим уважением, хотя это не главный критерий при приеме на работу. Тем не менее, когда мы принимаем на работу человека, обязательно интересуемся, каким видом спорта он занимается. Всем известно, что спорт, кроме физического здоровья, еще и помогает развивать в человеке какие-то ценные личностные качества. Как правило, если сравнивать двух одинаковых людей, один из которых с детства где-то тренировался, чем-то увлекался, а другой — нигде и ничем, то первый наверняка будет иметь преимущества во всех отношениях.

   Ясчитаю, что главная задача — воспитать здоровую молодежь. Пусть не чемпионов, это не страшно.

   — И какие шаги вы для этого предпринимаете?

   — Мы арендуем спортивный зал и оплачиваем занятия всем желающим там потренироваться. На территории предприятия имеется спортивная площадка, еще одну планируем соорудить в административном здании. Обязательно будут тренажерный зал, баня, сауна, а также бассейн. В распоряжении «Базальта» находится летняя база на озере Тургояк, где отдыхают наши сотрудники. Плюс, конечно же, футбольная команда, но туда попадают только те, кто прилично играет в футбол.

   — Каковы планы на будущее?

   — В ближайших планах — освоить все гидроцилиндры на все российские автомобили: сначала легковые, а потом и грузовые. Цель — создание специализированного предприятия. Частично она уже достигнута. К нам обращаются за гидроцилиндрами, потому что мы делаем их лучше, качественнее и дешевле, чем другие производители. На сегодня, кроме иностранных компаний, конкурентов на российском рынке у нас нет. Да и предприятий подобного уровня в нашей стране пока не существует, и поэтому я с чистой совестью могу сказать, что «Базальт» — предприятие уникальное. Правда, сам я этого слова не люблю, но факт есть факт…

   


Беседовал Александр НАУМОВ, студент первого курса Миасского филиала ЧелГУ.



назад


Яндекс.Метрика