свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
138 | ||||
Вторник, 27 июля 2004 года | ||||
ПРИБЕЖИЩЕ ИЗНЕМОГАЮЩЕЙ ДУШИ По дошедшим до нас сведениям, в XVIII-XIX веках на острове Веры озера Тургояк был мужской скит. По легенде, передаваемой местными жителями, начало скитской жизни на острове положила некая Вера, бывшая, по преданию, княгиней. Она прославилась своей подвижнической жизнью, и могила ее почиталась старообрядцами как одна из святынь края. Позже возникла мужская обитель: были устроены небольшая церковь, трапезная, кельи. Проживало здесь до 20 иноков. Местные власти несколько раз проводили «выгонки», однако скит неизменно возрождался. Окончательно он был разорен в конце XIX века, когда каменный храм был сожжен и частично разрушен, уничтожены кельи старцев. оспоминания старейшей жительницы этого края знакомят нас с тем далеким временем. Дарья Ивановна Иванова проживала в 1955 году на берегу озера в доме отдыха «Тургояк». В то время ей было 103 года. Несмотря на преклонный возраст, она обладала острой памятью. Кгда Дарье Ивановне было лет десять, бабушка ей рассказывала, что ходила пешком к острову Веры (можно предположить, что речь идет о 1820-1840 годах). В те далекие годы остров назывался Пинаевским, по имени скрывавшегося на нем сподвижника Емельяна Пугачева — Пинаева. Кк правило, люди ходили на остров, когда их одолевали болезни либо другие житейские невзгоды. Тогда отправляющиеся за обретением духовной помощи говорили: «Пойдем к святой Вере» (а не на Пинаевский остров). Идти надо было километров 12, на противоположный берег озера. На месте, где заветный остров отстоит от берега не более чем в трехстах метрах, всегда находилась лодка, готовая перевезти пришедших. Бабушка Дарьи Ивановны была и в пещере, приютившей пять отшельниц-монахинь. Там они и молились. Кк отмечала в своем рассказе бабушка, в этой пещере была необычная икона Божией Матери. Принимая христианское участие, матушка Вера молилась за страждущих, утешала, лечила травами. Молебны совершались не в самой пещере, которую можно видеть и сегодня, а у подножия горы. Сейчас на этой горе стоит крест, регулярно восстанавливаемый местными жителями. А этот рассказ сохранила Елизавета Васильевна Калягина. До перестройки она была директором дома отдыха «Тургояк», много времени уделяла сказаниям, дошедшим до нас легендам об удивительном острове. В конце 80-х годов на территории дома отдыха был извлечен со дна озера, с глубины 4-х метров, мраморный памятник, посвященный «княжеской дочери, инокине–схимнице Елизавете. Память 1-го марта… жившей при Николае Павловиче»; с боковых сторон выбиты имена еще трех монахинь. П мнению Елизаветы Васильевны, это и есть последняя земная память о матушке Вере. Однако мы пока не будем торопиться с принятием утверждения, что этот памятник принадлежит именно княжеской дочери Вере, в иночестве принявшей имя Елизаветы. Ведь православные традиции, заповеданные нам святыми отцами, не нарушались в то время, и начальная буква мирского имени должна была стать начальной буквой имени иноческого. Трудно сказать, как оказался этот камень в водах Тургояка. Можно только предположить, что в 1820-40 годах в этих местах велась активная, не сломленная гонениями, духовная жизнь ревнителей Православия. Именно этим обстоятельством и объясняется тот факт, что в середине XIX века в 5 километрах от места описываемых событий возник женский старообрядческий монастырь, а к концу его существования, в 1920-е годы, в нем было более 60 инокинь и послушниц. Если принять во внимание, что, разорив обитель в 1924 году, советская власть из монастырской церкви, разобранной и перевезенной в дом отдыха «Тургояк», соорудила клуб, вмещающий до 200 человек, можно смело сказать, что этот монастырь был крупным центром древлего Православия. Дбавим несколько строк из книги «Духовная литература староверов Востока России 17-20 века» (Новосибирск, 1999). На странице 676, относящейся к примечаниям и комментариям главы «Урало-Сибирский патерик»: «Мать Вера — монахиня известного Шарташского скита под Екатеринбургом. После разорения скита ушла в поселок Погорельский Челябинского уезда. Выгнанная оттуда, поселилась в 1835 году в пещерной келье на острове озера Тургояк, близ Миасского завода. Ее келья и могила в XIХ-начале XX веков были местом массового паломничества». П воспоминаниям ныне здравствующей 80-летней миасской прихожанки Покровского храма Зинаиды Андреевны Болтаевой, ее прадед возил на остров Веры продукты, а жили они тогда в старообрядческой деревеньке Куштумга, что расположилась в глухой тайге недалеко от озера Тургояк. Таким образом, по свидетельствам очевидцев, молитвенная жизнь на острове не прекращалась. Ткова история этого славного уголка, населенного в давние годы глубоко верующими русскими людьми. Название острова звучит для нас теперь в более широком смысле. Вера помогает нам в трудные минуты житейских невзгод терпеливо нести свой крест. И как подвижникам древлего благочестия Пинаевский остров служил прибежищем для молитвенного делания, так сегодня православный храм служит Островом Веры — прибежищем души, изнемогающей от бездуховности и суеты современного мира. Эта мысль неотступно пребывает с нами, когда мы путешествуем по пещерам острова, разыскиваем место, где стоял храм, возносим молитву на этом святом месте.
Страницу подготовила Людмила ЗАНЬКО.
|
назад |