![]() | ||||
![]() |
свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|||
![]() |
134 | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Среда, 21 июля 2004 года | |||
![]() |
ПОЧЕМ НЫНЧЕ ПАМЯТЬ?
В1881 году в Миассе был построен Александро-Невский храм в память освобождения крестьян от крепостной зависимости. Обе эти красавицыцеркви постигла печальная участь — в годы воинствующего атеизма они были разрушены. В1889 году при кладбище была построена Свято-Троицкая церковь. Она имела узкое назначение: в ней проводился обряд отпевания, наверно, поэтому она и сохранилась, единственная из всех 24-х церквей Миасского округа. Сроительство этих великолепных храмов, несомненно, являлось событием огромной важности в жизни нашего города. Петропавловский храм был центром архитектурного ансамбля Миасса. По мнению искусствоведа Соломона Ароновича Эпштейна, после разрушения Петропавловского храма город потерял свое лицо. На главной площади совершались крестные ходы во время Пасхального Богослужения, проводился сбор средств в пользу раненых во время первой мировой войны. Центр Миасса тех лет представлял собой один из красивейших городских ансамблей Урала. Но далеко не каждый житель нашего города знает, что на площади Труда до сих пор находятся захоронения священников и почетных граждан нашего города. По устоявшейся традиции их погребение совершалось за алтарем храма; думаю, что такая честь была оказана только тем, кто внес большой личный вклад и имел заслуги перед обществом. Известны имена некоторых из них: Владимир Аманацкий, священники Максимовы, Малышевы (один из них — Александр Иоаннович прослужил в Петропавловском храме более 50 лет) и другие. Полный ли это перечень, я не знаю, свое слово должны сказать историки, краеведы, священнослужители. Чо же теперь предстает перед взорами горожан там, где некогда возвышалась Петропавловская церковь, похожая на белого лебедя, величественно плывущего под небесами? Сйчас там сквер. Так и хочется сказать — скверный сквер. В центре его находится памятник В. Ульянову, вокруг деревья, а по периметру — чахлые кустики акации. Остановка городского транспорта — как раз напротив памятника вождю мирового пролетариата. Здесь постоянно толпится народ. Как-то привычно и бездумно мы практически ежедневно совершаем акт вандализма — ходим по захоронениям почетных граждан города, плюем, бросаем мусор (даже к юбилею города никто не додумался поставить хотя бы одну урну). В летнее время здесь излюбленное место отдыха «священных животных», то бишь коров. Задавать вопрос, цивилизованные, культурные ли мы люди, представляется излишним. Пусть каждый попытается сам ответить на этот вопрос. К слову сказать, удивляет то обстоятельство, что десятки лет не было попыток у всесильной правящей партии заменить неказистую, грубую, не имеющую никакой художественной ценности скульптуру вождя на более достойное произведение искусства. Изваять, например, памятник из мрамора или отлить из бронзы. Все-таки добротная красивая статуя была бы весьма кстати, и людям, почитающим Ленина, было бы приятнее принести цветы своему кумиру. За памятником уже давно никто не ухаживает. Пыль, копоть от проезжающего транспорта килограммами оседает на статуе. Видимо, от этого Ленин и выглядит очень мрачным, черным. Кк насчет регулярного мытья и покраски памятника? Вопрос, конечно, интересный, но у кого можно получить ответ? Некоторые горожане по давней традиции много лет подряд приходят 22 апреля почтить память вождя и, видимо, не замечают этого убожества. Отом, что Россия пошла не тем путем, писали и говорили многие уважаемые авторы и издания. Для многих россиян это по-прежнему спорный вопрос. А вот отношение к истории может и должно быть более четким. Я думаю, что историю отчизны, равно как и своих родителей, надо принимать такими, какие они есть. Ведь до сих пор идеологические, социальные и религиозные расколы дробят Россию на конфликтующие группы. Но ничто человеческое нам не чуждо: индивид и общество учатся все же на своих ошибках. Сбытия, происходящие в России, говорят о том, что осмысление истории Отечества и, в некотором роде, покаяние все же происходят. Яркий пример тому — заново отстроенный и действующий Храм Христа Спасителя в Москве. Возводятся и храмовые комплексы в местах массовых захоронений невинно убиенных в годы репрессий. Место расстрела царской семьи и Ганина яма стали святым местом для многих паломников и россиян. На месте расстрела построен и действует Храм на Крови во имя Всех Святых в земле Российской просиявших. А место захоронения представлено храмовым комплексом и мужским монастырем. Такие примеры не единичны. О многих верующих людей, проживающих в нашем городе, я не раз слышала о том, что желательным было бы возведение на площади хотя бы часовни (понимая, как трудно возродить храм). Можно сказать даже так: идея строительства часовни овладела умами многих, как депутатов горсовета, так и верующих, желающих внести посильный вклад в строительство часовни. И достоверных источников известно, что в Миассе есть бронзовая скульптура В. Ульянова, отлитая в г. Санкт-Петербурге. Она могла бы быть достойной заменой алебастровому «уродцу», который все эти годы должен был вызывать уважение жителей города к персоне вождя и истории отчизны. Я думаю, что в данном случае оскорблены как чувства православных верующих, так и идейных сторонников коммунизма. Город тоже не имеет плюсов от нынешнего состояния — мерзость запустения на историческом месте, святом и намоленном за многие десятилетия верующими людьми (Петропавловский храм моложе города всего на 35 лет). Лучше отдать Богу —богово, а кесарю — кесарево. Сотрудничество и компромисс возможны всегда. Единственным условием является добрая воля. Когда встречаются люди доброй воли, к каким бы политическим партиям и религиям они не принадлежали, нет проблемы, которую они не могли бы решить к общему удовлетворению сторон. P. S. Недавно узнала, что в Златоусте с 12 апреля 2004 года на берегу городского пруда начато строительство 17-метровой часовни. Завершение строительства планируется к сентябрю 2004 года к 250-летию города. Фто из фондов городского краеведческого музея.
М. УЧАСТИНА, жительница старого города.
|
назад |