свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
124 | ||||
Среда, 7 июля 2004 года | ||||
МЕЧТАЛ СТАТЬ АРХИТЕКТОРОМ но в судьбу вмешалась война… Он жил в Подмосковье и, заканчивая школу, мечтал об архитектурном институте. Но судьба распорядилась по своему. Началась война, и он стал работать на московском ЗИЛе, так навсегда и связав свою жизнь с автомобильной промышленностью. Стаж его работы — 60 лет. Столько же в этом году отмечает и военное детище ЗИСа — «Захар», легендарный ЗИС-5. Эо удивительно, но он помнит все, как будто это было вчера. 1941 год. Начало зимы. Страшные холода. Ему 21 год. И вместе с эвакуированными из Москвы цехами ЗИЛа он прибывает на Урал. Здесь, в никому не известном Миассе, спешно строится новый автомобильный завод. Служба энергетика организуется в числе первых: стройке нужна энергия. С 18-го километра тянули линию электропередачи, ставили столбы на деревянных опорах. Питались «шоколадной» (ржаной), почти черной, лапшой. Был случай, когда эвакуированный по фамилии Купцов переел этой лапши и… скоропостижно умер. Но электроэнергию завод получил в срок. Так на новом месте началась рабочая биография теперь уже на заводе имени Сталина (ЗИСе) бывшего зиловца, юного Федора Ефремова. Нсмотря на хорошую память, о себе он рассказывает не слишком подробно, но в каждом слове ощущается гордость и за свой завод, и за своих товарищей, и за многочисленных своих подопечных. Всю жизнь трудился он в системе главного энергетика: давал распоряжения, распределял работу, курировал начинающих специалистов. Выпустил в жизнь многие сотни, а может, и тысячи молодых энергетиков. Из цеха шасси впоследствии перешел в МСЦ (одно и то же подразделение — механосборочное производство). Жена Федора Васильевича Валентина Михайловна подводит резюме нашей беседы: «В 1940-м году Федя пришел на ЗИЛ, в 2000-м — ушел на отдых с УралАЗа». А он, прервав ее, с удовольствием вспоминает, как познакомился с будущей женой — Валюшей Митяевой (в августе 2005 года они отпразднуют 60 лет совместной жизни). Рбота — работой, а молодость брала свое. Жил Федор в то время в старой части Миасса, на улице Свердлова. Друзья звали на танцы, он шел; им было тогда чуть больше 20. Танцевать не умел, но подругу себе приглядел — бойкую, большеглазую, светловолосую красавицу. А знакомиться, прихватив с собой товарища, пришел к ней домой. И в августе 45-го сыграли свадьбу. Ровно через год, в августе 1946 года, у них родилась дочка Тамара. Сейчас она с семьей живет в Воронежской области и к родителям наведывается не часто. Сын Павел — по специальности инженер-технолог — занимается производством дверей. См Федор Васильевич навсегда осел в Миассе, окончил здесь вечерний автомеханический техникум, впоследствии — Московский институт усовершенствования инженерно-технических работников. За свой труд удостоен почетных званий ветерана автозавода, ветерана автомобильной промышленности, является Почетным гражданином Миасса. Н его жизнь никогда не замыкалась только на работе. Технарь по профессии, он прекрасно разбирается в древней истории, античной литературе, истории архитектуры, живописи (к сожалению, с переездами не сохранились его рисунки, наброски, портреты). Я например, с удивлением узнала от Ефремова многие подробности из личной жизни и творчества итальянского живописца Леонардо да Винчи, в частности, о его трепетной любви к матери. Связанные ею для 5-летнего Леонардо пуховые носочки великий художник носил у сердца всю жизнь. Мжно сказать, что во все, что делал в своей жизни, Федор Васильевич вносил творческую, художественную нотку. И очень трепетно, с глубоким уважением относится он к своей жене — Валюшеньке, как ласково ее называет: — Если бы не терпение да труд моей Валюшеньки, не достиг бы я в своей жизни таких успехов. Звод отнимал самую большую часть его жизни. В любое время дня и ночи его могли вызвать на работу, и Валя, не жалуясь и не ропща, несла свой крест: создавала в доме уют и ждала мужа с работы. «Она у меня очень душевный и удивительно хороший и надежный человек» — с нежностью говорит Федор Васильевич. Жзнь Валентины Михайловны тоже неразрывно связана с автозаводом. В годы войны она работала в стройтресте завода, затем — в отделе главного технолога; в общей сложности отдала заводу 30 лет жизни. Семейный стаж Ефремовых на заводе — 70 лет. А родившийся в 1920 году Федор Васильевич старше нашего «Захара» на 24 года. Такая вот арифметика. М сидим в уютной кухне Ефремовых, беседуем о жизни. Спокойно лежат на коленях большие рабочие руки ветерана. И озорной огонек сверкает в его выразительных больших глазах, когда вспоминает он о молодых годах, когда работали не жалея себя, такое было время и было для всех законом слово «надо». У современных молодых людей, по дружному мнению Ефремовых, не хватает чувства патриотизма. И еще старого ветерана заботят глобальные проблемы: как дальше жить будем, когда истратим свои природные богатства — газ и нефть. Кто ответит на его вопрос? Не знаю. Но одно знаю твердо: Ефремов и сейчас не остается в стороне от важнейших проблем реальности. Вконце нашей беседы зазвонил телефон. Чету ветеранов приглашали на праздник автозавода, посвященный 60-летию выпуска первого грузовика. И было видно, как для них важно, что они не забыты.
Ольга БАЛАНОВСКАЯ.
|
назад |