Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 118 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Вторник, 29 июня 2004 года

ЭТО НАША С ТОБОЙ БИОГРАФИЯ

   28 июня 2004 года трижды орденоносному производственному объединению «Златоустовский машиностроительный завод», в которое до 4 февраля 1992 года входил Миасский машиностроительный завод (в то время — производственная площадка №3), исполнилось 65 лет. Этот юбилей совпал с 45-летием машгородка.

   Объект под номером «3»

   Сзданный в 1939 году Златоустовский машиностроительный завод прошел в своем развитии несколько этапов. Сначала это был завод стрелкового оружия, и во время войны пулеметы «Максим», автоматы, противотанковое оружие, самолетное стрелковое оружие, изготовленные на нем, помогали нашим бойцам бить врага на фронте. Еще в военные годы при заводе был создан объект № 385, преобразованный в 1947 году в СКБ-385. Именно с ним связан новый этап в развитии завода. После войны в Златоуст было доставлено немецкое оборудование, на котором изготавливались знаменитые ФАУ. Специалисты СКБ приступили к разработке ракет, а экспериментальной базой послужили производства Златоустовского завода.

   Итория Миасского машиностроительного завода в составе ЗМЗ начинается с 1959 года, когда в Миасс были передислоцированы СКБ и экспериментальный цех. Многие работники Миасского машиностроительного завода начинали свою трудовую деятельность в Златоусте, на предприятии, расположенном в 4-х километрах от станции Уржумка. В 1959 году вместе с СКБ-385 и опытно-экспериментальным цехом № 3 они переехали в Миасс.

   Вчисле первопроходцев был Владимир Михайлович Попсуй. Тогда он работал мастером приборного участка. Со Златоустовским машиностроительным, а позднее — с Миасским машиностроительным заводом у Владимира Михайловича связана вся трудовая жизнь. Он был не только очевидцем событий, но и активным их участником.

   — Уже через три дня после переезда в Миасс мы вышли на работу, — вспоминает Владимир Михайлович. — Нас ожидало установленное и подключенное оборудование. Корпус № 3 тогда был построен частично. Его обнесли деревянным забором, и мы проходили через западные ворота, а нынешнее двухэтажное здание проходной находилось вне производственных помещений. Позднее были построены столовая, корпус КБ, и все было огорожено капитальным забором.

   Н миасской площадке развернулись два производства — корпусное и приборное. В 1962 году с Уржумки был переведен цех по изготовлению приборов и кабеля во главе с А. С. Безденежных. Этот цех положил начало приборному производству машзавода, которое впоследствии выросло до 2,5 тысяч человек.

   Пстепенно на объект № 3 было передано производство баков, приборных отсеков и головных частей ракет. Численность работающих выросла до 6,5 тысяч человек. Так же бурно развивался и Златоустовский завод, на котором стали дополнительно делать химические машины для изготовления полистирольных листов и полиэтиленовой пленки. Но основной оставалась оборонная продукция: каждые два года осваивалось новое изделие.

   Затоустовский машзавод и миасская производственная площадка № 3 представляли тогда единое целое, и эта связь была неразрывной.

   В М. Попсуй с огромным уважением рассказывает о людях, стоявших в 60-70-е годы во главе предприятия: Н. П. Полетаеве, Е. М. Ушакове, Е. А. Гульянце, В. Н. Коновалове, В. Х. Догужиеве и других. С 1983 по 1989 год начальником объекта — заместителем директора Златоустовского машиностроительного завода был сам Владимир Михайлович.

   — В 70-80-е годы большое развитие получила социальная сфера, — рассказывает он. — Бурными темпами велось жилищное строительство, в год в среднем сдавали по 21-22 тыс. кв. метров жилья. Появились новые микрорайоны с уютными дворами, детскими площадками, зданиями социально-бытового назначения. Строительство жилых и социальных объектов велось как в Златоусте, так и в Миассе.

   Итория предприятия продолжается в успешной деятельности сегодняшнего Миасского машиностроительного завода, основным направлением работы которого (наравне с конверсионными направлениями) остается производство корпусов ракетных комплексов для Военно-Морского Флота России.

   В М. Попсуй награжден орденами Октябрьской революции и Трудового Красного Знамени, медалями. Он лауреат Государственной премии, премии им. В. П. Макеева.

   Объединяющим фактором была работа

   Шстидесятые годы — время формирования коллектива. Основу его составили инженеры и рабочие, прибывшие со Златоустовского машиностроительного завода. Отбор работников при приеме на предприятие был жестким. Но в результате этого был сформирован коллектив настоящих профессионалов — талантливых инженеров и высококвалифицированных рабочих. По словам Героя Социалистического Труда токаря Ю. Ф. Пашкова, все заводские токари и фрезеровщики были универсалами, нередко изготавливали деталь прямо с чертежа или с эскиза. Бывало так, что за советом к ним приходили конструкторы и технологи с тем, чтобы уточнить, как лучше выполнить ту или иную деталь, узел, сборку.

   Без сомнения, все три поколения баллистических ракет, изготовленных на предприятии, явились результатом совместного труда разработчиков КБМ, заводских инженеров, рабочих и служащих.

   Сйчас на машиностроительном заводе осталось немного тех, кто в конце 50-х — начале 60-х годов приехал из Уржумки в Миасс. Среди них — Аркадий Васильевич Воробьев, чей рабочий стаж на предприятии насчитывает более полувека.

   — Я переехал в Миасс вместе с приборным производством в 1962 году. Мы делали аппаратуру для ракеты 4К-55 подводной лодки и бортовые датчики. Цехи производства сначала были размещены в корпусе № 3, а в середине 70-х был построен корпус № 40.

   Н эти годы приходится бурное развитие приборного производства. При сборке приборов стали использовать печатные платы с микросхемами, сэкономившие сотни километров дорогостоящих проводов. Габариты приборов стали меньше, снизилась трудоемкость. Затем для подводных лодок начали изготавливать люминисцентные панели, на которых высвечивался весь процесс подготовки и запуска ракеты. Введение полосковых плат в антенно-фидерных устройствах значительно облегчило монтаж и точность настройки приборов.

   Рботали тогда очень много, с полной самоотдачей. Освоение каждого изделия представляло собой новый этап в развитии производства и коллектива. Новое изделие требовало другой, более высокой квалификации, других подходов, и поэтому мы постоянно учились. Коллективы были очень сплоченными: вместе работали, отдыхали, дружили семьями, ездили на посадку и уборку картофеля, с удовольствием ходили на демонстрации. Но главным объединяющим фактором была работа.

   Сйчас А. В. Воробьев продолжает трудиться на заводе в качестве референта. За большой вклад в развитие предприятия он награжден орденом Трудового Красного Знамени.

   Первые озеленители машгородка

   Борис Николаевич Карандашов пришел работать в цех № 21 Златоустовского машиностроительного завода в конце 1958 года. Когда началось строительство площадки в Миассе, его включили в состав бригады, занимающейся озеленением. Уже тогда, в самом начале строительства, думали о том, как бы не навредить природе и благоустроить промышленную площадку завода и машгородок. На отведенной территории руками озеленителей было высажено огромное количество культурных растений — кустарников и различных цветов. Немало сил приложила бригада, очищая от пней просеку, где должна была пройти дорога Миасс — Уржумка, соединившая два объекта. Строительство дороги протяженностью 34 километра началось в начале 60-х годов. Без бетонного покрытия она была задействована в 1962 году, с бетонным покрытием — два года спустя. Но завершения строительства дороги Борис Николаевич не видел — он был призван в армию. Отслужив три года, вернулся в Миасс. Здесь возведение цехов на площадке № 3 шло полным ходом: уже был запущен в эксплуатацию инструментальный цех № 44, где Б. Н. Карандашов начинал работать до армии. В настоящее время Борис Николаевич продолжает трудиться конструктором в отделе № 265.

   В свободном плавании

   Оо началось в феврале 1992 года, когда бывший объект № 3 производственного объединения «Златоустовский машиностроительный завод» обрел статус самостоятельного предприятия и стал уже официально называться «Миасский машиностроительный завод».

   Сначала 90-х годов на заводе действовала программа конверсии оборонного производства, призванная обеспечить выпуск конкурентоспособной, качественной гражданской продукции в основном производственно-технического назначения. Завод располагал высококвалифицированными кадрами, производственными мощностями по выпуску широкой номенклатуры изделий машиностроения, имел приборное производство, собственную ТЭЦ.

   Рализация программы конверсии оборонного производства позволила установить взаимовыгодные отношения с зарубежными фирмами. На Миасском машиностроительном заводе созданы совместные российско-германское предприятие «Гримма-Миасс-Нефтемаш» по производству нефтехимического оборудования и российско-французское «Мэзоннев-Кег-Миасс» по производству пивных кег.

   МЗ имеет еще несколько направлений деятельности. Сильны позиции предприятия на российском рынке оборудования для пивоварения (мини-пивзаводы, оборудование для охлаждения и розлива пива). Потребителям хорошо известно кондитерское оборудование с маркой ММЗ — линии выпечки затяжных и сахарных сортов печенья, крекера. Большое будущее у такого направления, как производство высокочистого искусственного кварца. Пользуется спросом продукция термоэлектрической группы: переносные автомобильные холодильники, кондиционеры для железнодорожного транспорта, охладители жидкостей и т. д. Увеличился выпуск отопительных алюминиевых радиаторов. ММЗ изготавливает автозаправочные комплексы и проводит монтаж их «под ключ».

   Масский машиностроительный завод успешно осваивает зарубежный рынок, сотрудничает с фирмами Германии, Франции, Дании и предприятиями ближнего зарубежья.

   


Тамара КЛЕЩЕВА.



назад


Яндекс.Метрика