свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
77 | ||||
Вторник, 3 июля 2001 года | ||||
НАШ РОДИМЫЙ АВАНГАРД Выставки народной студии Дворца культуры автомобилестроителей, свершающиеся примерно раз в полгода, стали привычным явлением. И не только по своей периодичности, но и по стилю, содержанию большинства работ, по художественному языку. Хотя теперешнего зрителя удивить новациями трудно, художники постоянно стремятся показать что-то необычное — хотя бы на уровне нашей «глубинки». И им это в общем-то удается. Кгда 23 июня открывалась очередная выставка, на традиционном «круге» ее участники и гости в голос одобряли то, что здесь показано, но кое-кто в толпе пожимал плечами и не соглашался. Ничего удивительного: сколько людей, столько мнений. Большинство представленных здесь авторов «пробуют себя» по-разному. Они экспериментируют, охотно беря многое от разных известных ныне течений. Таков триптих С. Федосеева «Абстрактное настроение» — игра цвета, неопределенные очертания каких-то объемных масс — может быть, домов, улиц, чего-то неясного, недосказанного. Кое-где, правда, в эту размытость вписаны крылатые амурчики, геометрические фигуры, архитектурные детали... А в диптихе «Поцелуй из прошлого» — изящные, но скульптурно-бесстрастные лица, несколько обнаженных фигур, и все это на каком-то индустриальном фоне. «Грации» С. Осокина напоминают фотоколлаж — три красивых женских лица возвышаются над сплошной бордово-пестрой драпировкой. Уивительный пейзаж И. Попкова «Апрель» скрупулезно воспроизводит реку, купы деревьев с ювелирно выписанной фактурой густой молодой листвы. И рядом — «Сбор древесного жемчуга»: абсолютно фотографический портрет великолепной женщины с жемчугами на шее, собирающей с дерева не то жемчуг, не то виноград в диковинную, ажурную посуду. А на втором плане сказочный, пронзительно-изумрудный бор. Неправда, но — красиво! Яне останавливаюсь на том, в какой технике исполнена та или иная работа: большинство здесь живопись, но стилистика полотен и листов большей частью близка — изображается нечто неземное, сказочное, цветистое, изукрашенное. Вот «Девица-краса» И. Хазиева — сплошной декор, завитой вихрь чего-то красно-синего... Или — тоже в вихревом движении — тонкая женская фигура со скрещенными ногами; называется почему-то «Отвертка»... А дальше — «Русский стиль» — гипертрофированная стилизация: женщина в чудо-сарафане. Мхаил Башун, единственный маститый экспонент, выставил свои работы, не очень контрастирующие с трудами младших коллег. Его привлекают мотивы известного романа Вячеслава Шишкова. Графический триптих (сангина) так и назван: «Угрюм-река» — жутковатые острые скалы, закрученные стволы и ветви вековых деревьев. Его масляное полотно с тем же названием воссоздает действительно угрюмую реку среди угрюмой тайги и гор в характерном для многих картин художника багрово-синеватом колорите. И. Гудков вновь выставил четыре работы с общим названием «Из серии «Фентези» — мне почему-то хочется написать это иностранное слово через «э»: «Фэнтези»; так, видимо, правильнее. Тут много чистого цвета, море, прибой, женские фигуры, частицы Атлантиды, вырастающие из глубин, и прочие экзотические моменты. Кк всегда, выбивается из общего ряда серия В. Шишлова с его милыми, наивными, несколько нелепыми персонажами. Это шаржи, скорее смешные, чем насмешливые: чудаковатые «Ботаники», разглядывающие в лупу травинки, бедно одетые музыканты «Вечерней мелодии», уморительный «Ухажер» и его смущенная, такая же простоватая дама... Смпатичный пейзаж с кувшинками Н. Шишловой и своеобразная композиция А. Шаховой дополняют это собрание. В него удачно вписалась изящно, изобретательно выполненная керамика В. Мечковской. О изобразительных опытах группы «Ф» (студией руководит Сергей Федосеев) я писал не раз. Не боясь повториться, еще раз скажу, что, приглядевшись, считаю работу группы по-своему продуктивной. Нельзя же всем писать одинаково, по раз и навсегда установленным канонам. Да, убежденный реалист и барбизонец Левитан решительно не принимал импрессионистов. Но на то он и Левитан, чтобы идти одним, раз и навсегда выбранным путем, на котором рождались его шедевры. Ну, усмехнемся мы над какими-то фантазиями, ну, отведем от себя что-то для нас неприемлемое. А все-таки выставки группы неординарны, есть тут на что посмотреть, и пусть себе молодые живописцы пытаются сочинять свое «из ряда вон» — это лучше, чем тянуть лямку скучноватого единообразия. Зритель ведь не глуп, он всегда сумеет отсеять зерна от плевел.
Соломон ЭПШТЕЙН.
|
назад |