свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
100 | ||||
Среда, 2 июня 2004 года | ||||
МИР СПАСУТ ЛЮБОВЬ И ДОБРОТА «Возлюби ближнего, как самого себя» — гласит главная библейская заповедь. Впечатление такое, что эта мудрость, исповедуемая человечеством многие века, сейчас забыта людьми. Иначе откуда столько крови и насилия, подлости и предательства, страсти к наживе и попирания общечеловеческих ценностей? Но самое печальное, что наши дети, впитывая все то, что они видят в окружающей жизни, вряд ли будут добрее и сострадательнее нас. Всовременном обществе проблема детской и подростковой жестокости приобретает все большую актуальность. Речь идет не об откровенно криминальных случаях, а о повседневной жестокости, с проявлениями которой мы сталкиваемся не так уж редко. В том числе — в школах. В каждом классе имеются свои лидеры; есть и те, кто занимает нейтральное положение. Но существует категория ребят, которые по каким-то причинам не вписываются в коллектив и становятся своего рода изгоями. Чаще всего это дети с явными физическими недостатками. Лночка — инвалид с рождения. За свою пятнадцатилетнюю жизнь она перенесла множество операций. Несмотря на частичную потерю слуха и нечеткую речь, девочка хорошо учится, любит шить, мечтает стать парикмахером. Она старается быть общительной и доброжелательной, но получается это не всегда, потому что сверстники зачислили ее в число отверженных. Над девочкой откровенно издеваются: могут уколоть циркулем, обозвать уродиной, не пустить в класс. Мама Лены обращалась за помощью к педагогам школы, на собрании просила родителей поговорить со своими детьми. Но, видимо, к ее просьбе не прислушались. Все закончилось тем, что, чувствуя безнаказанность, несколько одноклассниц пошли дальше — избили девочку. Самое страшное, что и после произошедшего должная оценка случившемуся не была дана. Все думали только о себе: родители избивших Лену девочек были озабочены тем, чтобы дело не перешло в ведение правоохранительных органов, педагоги — как бы защитить «честь мундира». Никто не поинтересовался состоянием самой Лены, перенесшей не только побои, но и нервный шок. Конечно же, ни о каком сострадании к больному ребенку-инвалиду тут и речи не было. Взрослые еще раз преподали детям урок несправедливости, равнодушия и нетерпимости. Пчему такие случаи происходят все чаще и чаще? Мне кажется, дело не только в занятости родителей, хотя никакая работа, карьера или деньги не могут поставить на второй план семью и воспитание детей. Изменились сами духовные принципы, которые мы проповедуем. А дети — они поступают так же, как поступаем мы, взрослые. Знаем ли мы о том, кому рядом нужна помощь? Умеем ли мы ставить себя на место другого и ощущать его боль? Есть ли у нас время поделиться теплом своей души или хотя бы улыбкой с окружающими? Добрая улыбка — великое дело, а сочувствие — бесценный дар. Как часто говорим мы своим детям о любви и сострадании к людям, особенно к тем, которые больше всего в них нуждаются? Ведь победить свои несчастья человеку, который чувствует себя нелюбимым, изгнанным из общества, незащищенным, очень трудно. Если мы сейчас не научим своих детей любить и сострадать, думаю, наша участь в старости будет незавидной. Мир спасут не политики и даже не ученые, не деньги и не карьера, а любовь и доброта.
Тамара КЛЕЩЕВА.
|
назад |