свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
63 | ||||
Вторник, 6 апреля 2004 года | ||||
СРЕДНИЙ БИЗНЕС — ОСНОВА ЭКОНОМИКИ В развитых европейских странах предприятия среднего бизнеса составляют основу экономики. К этому же стремится и Россия: с каждым годом средних предприятий становится все больше. Только в Миассе их около сорока. Одним из промышленных предприятий среднего бизнеса — производственным объединением «Трек» — руководит Андрей Николаевич Падучин. Сегодня в нашей рубрике он анализирует причины, делающие бизнес успешным. Опреимуществах среднего бизнеса Седние предприятия имеют целый ряд преимуществ. Они мобильны, легко управляемы, способны быстро перестроиться на выпуск нового вида продукции. На них невысокая степень иерархической подчиненности руководителей. В «Треке», например, от бригадира до генерального директора всего две ступени. Такая структура позволяет не обезличивать людей: все на виду, инициатива и творческое отношение к делу заметны и оцениваются по достоинству. К тому же, если предприятие входит в число средних, это не означает, что у него средний оборот. Если, например, сравнивать показатели «Трека» с зарубежными по выработке продукции на одного работающего, то они далеко не средние. Рост производительности труда в «Треке» вполне сопоставим с ростом производительности труда на развитом западноевропейском предприятии. А узкая специализация позволяет находить нетривиальные решения проблем.
Прежде всего — бизнес-идея М часто обсуждаем со специалистами предприятия вопрос о том, что первично в бизнесе: бизнес-идея или прибыль. И приходим к мысли: бизнес-идея первична. Необходимо создать некий продукт — интеллектуальный, материальный, который должен быть востребован обществом, только в этом случае бизнес состоится. Если ты не знаешь, что хочет потребитель, пытаешься только заработать прибыль, то, скорее всего, разоришься. Так и происходит: по статистике, в первый год регистрации из десяти предприятий восемь закрываются, а в следующие три года из оставшихся десяти шесть «прогорают». Нжна бизнес-идея и харизма («божий дар») предпринимателя, который готов брать риск на себя. Таких людей на самом деле немного. В России, например, они составляют 4-6% населения, в США — 12%. Но именно предприниматели, осознанно идущие на риск, и двигают новые идеи и экономику страны.
Социальная ответственность бизнеса Пежде всего — перед своими сотрудниками. Люди продают компании свой труд, и оплата его должна быть такой, чтобы они могли жить достойно: нормально питаться, одеваться, жить в хорошей квартире или коттедже, платить за обучение детей. Сциальная ответственность бизнеса выражается в безукоризненной и честной выплате налогов. Наше предприятие прозрачно, мы платим немалые налоги (около 50 млн. рублей в год), и я в моральном плане спокоен: на эти деньги (в том числе) выдадут зарплату врачам, учителям, военнослужащим. Мы платим все налоги, поэтому я, как руководитель, имею моральное право прибыль отдать сотрудникам, которые своим трудом сделали наше предприятие процветающим.
Лидер и его команда Бизнес морален, и если человек им занимается, у него должна быть определенная система ценностей. Без этого невозможно существовать в обществе и вести цивилизованный бизнес. Самое главное качество руководителя — он должен быть лидером, то есть человеком, способным принимать на себя ответственность за свои решения. А они все не должны быть безымянными: «это решил совет руководителей». Нет, решил Падучин, Семенов или кто-то другой. Благодаря рыночным отношениям руководителю много дано, но и ответственность перед обществом, коллективом, подчиненными за результаты тоже велика. Кроме того, бизнес должен быть патриотичен: нельзя вести его в ущерб своей стране. Кждый лидер подбирает команду под себя. Команда, нелояльная к лидеру, вряд ли будет работать успешно. Член команды должен понимать: как только он перестает играть по правилам, то есть перестает достигать целей, поставленных перед этой командой, он из нее выпадает. Задача лидера эту команду сформировать и создать мотивацию ее деятельности. Методы работы с членами команды разные — от убеждения до волевых решений, когда убеждать некогда и незачем. Еще один способ сотрудничества — дать человеку знания, которых ему не хватает для реализации собственного потенциала. Каждый сотрудник нашего предприятия должен ощущать потребность в росте. Я полагаю: лучше иметь дело с людьми желающими, но не знающими, чем знающими, но не желающими.
Городская власть и предприятие Яне вижу смысла в противостоянии, и поэтому стараюсь избегать конфликтных ситуаций как в отношениях с руководством города, так и с руководством других предприятий. Уверен: всегда есть возможность договориться, не нарушая ничьих интересов.
Бизнес и политика Ворое высшее образование я получил в Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Там, между прочим, учат управлять государством, поэтому сама по себе политика для меня не является «темным лесом». Ели говорить об общей концепции, то я — государственник, россиянин до глубины души. Фамилия Падучиных уходит корнями в XYIII век, и я не представляю себя вне российских границ. Ни в каких партиях не состоял и не состою. Это не значит, что я люблю свою Родину меньше, чем политики. Считаю, что кредо у нас, бизнесменов, должно быть таким: сделать государство процветающим.
Записала Тамара АРСЕНЬЕВА.
|
назад |