Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 57 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 27 марта 2004 года

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР СОФЬИ МАНН

   Сегодня — Международный день театра. Казалось бы, Миасс не имеет к этому особого отношения. Но это не совсем так, или даже — совсем не так. У нашего маленького города — богатые театральные традиции. И об этом сегодняшний наш рассказ.

   

   Еще не забыты, к счастью, многие самодеятельные театральные коллективы города, среди них — довоенный миасский рабочий театр, а также профессиональный драмтеатр, созданный 1 июля 1948 года. Их задачей было «создать яркий и полноценный спектакль о жизни советского общества» («МР» от 1.07.48 г.). Позднее, в 60-х годах, появился народный театр при Дворце автомобилестроителей, режиссером которого был недавно скончавшийся Георгий Ежиков. О его работе в свое время была напечатана статья в журнале «Огонек».

   Н сегодня, в Международный день театра, хочется поведать об уникальнейшем для Миасса явлении — музыкальном театре. Его с любовью взрастила и долгие годы пестовала известная в нашем городе и за его пределами подвижница вокально-хорового искусства, педагог, певица, режиссер-постановщик Софья Артуровна Манн, любовно прозванная в народе «Мама Манн».

   Иак, сделаем небольшой экскурс в прошлое. Здание треста «Миассзолото», где сейчас располагается поликлиника старого города, всегда, с раннего детства привлекало меня: там было просторно и много людей в форменной одежде горняков сновало по его коридорам. И вот однажды в весенний день я вхожу с мамой в просторный актовый зал, залитый солнцем, весь золотой от этого света, а навстречу нам мощной волной катится песня, ей тесно и душно в зале, звуки летят на улицу, поднимаются до самого солнца, величавые и прекрасные:

   Сеной стоит пшеница золотая

   П сторонам дорожки полевой.

   Пекрасны лица поющих людей, и так же прекрасны руки женщины-дирижера. И вся она удивительно величава — статная и властная, и вместе с тем — очень женственная. Я была ошеломлена и песней, и этой женщиной. Так впервые я увидела Софью Артуровну Манн. Это впечатление свежо и поныне.

   Сфье Артуровне Манн, с юности познавшей большую нужду, пришлось уйти с 3-го курса Саратовской консерватории: надо было помогать родителям содержать братьев и сестер. В Миасс Манн приезжает вместе с мужем-зуботехником Яковом Ефимовичем Ренделем в 30-е годы. Секретарь-машинистка треста «Миассзолото» и активная общественница, Софья Артуровна успевала и с хором поработать, и концерт организовать, и за пульт дирижера сводного хора встать, и номера к олимпиаде (так тогда назывались конкурсы) подготовить. Ее неуемный задор и темперамент буквально заражали всех вокруг. И ей везло на хороших, отзывчивых, талантливых людей, таких, как В. А. Лопатко, В. Л. Анисимов, В. П. Щудляк, Р. Г. Щеринова, Л. А. Румянцева, В. И. Лановский, концертмейстер М. И. Якиманская.

   Пстепенно вводя в репертуар солистов и хора арии и хоры из опер, воспитывая артистов и публику на лучших образцах отечественной и зарубежной классики, С. А. Манн вынашивала идею создания музыкального театра на миасской сцене. И ей это удалось! Еще в довоенное время ставятся фрагменты из опер «Аида» (Аида — В. Лопатко, Амнерис — С. Манн), «Майская ночь», «Царская невеста». Успех был просто ошеломляющий. Публика забрасывала артистов цветами, осыпала комплиментами. А в 1936 году наши певцы, возвратившиеся из Москвы победителями олимпиады самодеятельности, были награждены ценным подарком — пианино, вещью по тем временам роскошной и для большинства недостижимой.

   Впослевоенное время (1949-50 годы) миасские зрители увидели монтаж, а впоследствии (1957 г.) — и фрагментарную постановку «Евгения Онегина» П. Чайковского (последняя была поставлена уже на сцене помещения клуба в парке автозавода). И снова — успех, овации и бесконечно благодарные лица людей, приобщенных к великому искусству.

   Сфья Артуровна была и педагогом по вокалу, и хормейстером, и режиссером, и постановщиком. Десятки людей подготовила она к поступлению в училище и консерваторию, а скольким подарила бесценные минуты наслаждения величайшим искусством! Многие из питомцев, такие, как Софья и Виктор Хлызовы, уже сами имеют достойных учеников, преемственность сохранена, это радует и обнадеживает. С. Хлызова в 2000 году осуществила на миасской сцене талантливую постановку фрагментов оперы «Снегурочка». Так что музыкальное подвижничество Софьи Манн не пропало даром.

   Ядержу в руках документы — подлинные свидетельства тех далеких лет, когда жила на миасской земле и творила добро Софья Манн: грамоты, программки, адреса, стихи в ее честь. Вот что написал Захар Григорьевич Фурман в посвящении Софье Артуровне Манн 1 октября 1968 года:

   Еть люди с беспокойною душой,

   Ои в своих стремленьях неуемны,

   Ивсе ж в работе нужной и большой

   Ои всегда просты и очень скромны.

   Ои не ищут славы, не кричат,

   Кгда имеют в чем-то достиженья,

   Н их повсюду любят, ценят, чтят

   З чудное душевное горенье…

   Сромная и талантливая женщина, так много сделавшая в нашем городе для развития искусства, так и не получила, к великому сожалению, ни одного звания, ни одной награды. И осталась в нашей благодарной памяти ярким примером бескорыстного служения искусству и людям.

   


Ольга БАЛАНОВСКАЯ.



назад


ян александрович