Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 37 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Пятница, 27 февраля 2004 года

ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ С «ЗАХАРА»

   Вряд ли найдешь в Миассе человека, который не знал бы о том, что 8 июля нынешнего года автозавод будет праздновать 60-летие выпуска первого уральского автомобиля. А началось все с решения Государственного Комитета Обороны о строительстве Миасского моторного завода, принятого 30 ноября 1941 года. На базе эвакуированных цехов московского автозавода имени Сталина в кратчайшие сроки начать выпуск автомобильных двигателей и танковых коробок передач — такая задача стояла перед уральцами и приехавшими сюда москвичами.

   C 1942 по 1951 год главным конструктором завода был Александр Семенович Айзенберг. Родился он в 1908 году, после окончания мехпрофшколы в Виннице работал слесарем-мотористом на сахарном заводе. В 1930 году, окончив Киевский политехнический институт, пришел на московский автозавод имени Сталина, где работал инженером, конструктором, руководителем группы.В Миассе под его руководством совершенствовались грузовики «ЗиС-5», газогенераторные «ЗиС-21А», создавался форсированный двигатель «ЗиС-5МФ».

   Вучную разгружали оборудование, станки перетаскивали на самодельных санях или листах железа, впрягались по 40-50 человек. «Когда из установленных станков получалась прямая и ровная линия, похожая на выстроившихся для парада солдат, люди поднимали головы и смотрели сквозь пролеты незакрытой кровли на серое уральское небо. Там брезжил рассвет, свистела в сплетениях ферм холодная пурга. Люди думали — идти ли сегодня домой…», — так писал в своих воспоминаниях о тех днях писатель В. Гравишкис.

   Рзультатом поистине самоотверженных усилий стал выпуск уже 16 марта 1942 года первого поршневого колеса для двигателя «ЗиС-5», 16 апреля — первой коробки передач, а 30 апреля — первого мотора под маркой «МАЗИС». Двигатели и коробки передач с «УралЗиС» отправляли на московский и ульяновский автозаводы, коробки передач устанавливали и на легкие танки, и на самоходки, выпускаемые Горьковским автозаводом.

   А потом по приказу № 64 Наркомата среднего машиностроения от 14 февраля 1943 года Миасский моторный завод был преобразован в Уральский автозавод имени Сталина («УралЗиС»). Грузовики «ЗиС-5» были самыми популярными в Красной Армии. К июню 1941 года в вооруженных силах страны их было 104 тысячи, ну а после начала войны потребность в грузовиках резко возросла.

   Всной 1943 года из Ульяновска начало прибывать оборудование главного конвейера, но еще до того, как он начал свою работу, два десятка грузовиков были собраны на «козлах». 27 мая 1944 года был подготовлен к сдаче главный конвейер, а 8 июля из ворот завода вышел первый «ЗиС-5В», положивший начало автомобилестроению на Урале.

   Гузовик «ЗиС-5В» — это упрощенный вариант довоенного «ЗиС-5», который был создан на московском «ЗиСе» под руководством главного конструктора Е. И. Важинского.

   Вйна заставила внести ряд изменений в конструкцию популярного грузовика. Какие-то детали стали изготавливать из более доступных материалов, от чего-то отказались вообще. Так, на новой машине механические тормоза устанавливали только на задние колеса, круглые крылья уступили место плоским, гнутым из стального листа, деревянными стали подножки, брызговики, обод рулевого колеса. У кузова был только один откидной борт — задний, кабина получила деревянный каркас, обшитый рейкой-вагонкой.

   Онако все эти вынужденные изменения на характеристиках автомобиля не сказались. «ЗиС-5В» отлично работал в условиях бездорожья, был прост в эксплуатации. При расчетной грузоподъемности в 3 тонны он перевозил до 5 тонн.

   Вотличие от московских «ЗиСов» миасский грузовик оснащался двигателем повышенной мощности «ЗиС-5М». Это позволяло ему разгоняться быстрее на 35 процентов при экономии горючего 10-16 процентов.

   Н базе шасси «УралЗиС» делали топливозаправщики, ремонтные мастерские, фургоны и многое другое. В кузове автомобиля монтировали спаренную зенитную установку из пулеметов ДШК калибра 12,7 мм. Устанавливали на «ЗиС-5В» и гвардейские реактивные минометы.

   З неприхотливость и надежность грузовик получил у фронтовиков ласковое прозвище «Захар». Всего за годы войны с главного конвейера Уральского автозавода сошло более пяти с половиной тысяч автомобилей «ЗиС-5В».

   


В. МИХАЙЛОВ.

   



назад


Яндекс.Метрика