Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 28 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Пятница, 13 февраля 2004 года

В ЮУРГУ ИЗОБРЕЛИ «МАРСОХОД»

   И отправили уникальный транспортер в Москву на смотрины

   Сегодня директор Миасского филиала ЮжноУральского госуниверситета Игорь Войнов вместе со своей командой конструкторов и разработчиков представляет на коллегии министерства в Москве уникальное транспортное средство, не имеющее аналогов ни в России, ни в других странах мира. Называется это средство БПМ-11, или базовый подвижный модуль.

   Рвно неделю назад новенький, только что собранный транспортер БПМ-11 свободно разъезжал по коридорам и аудиториям ЮУрГУ. Демонстрируя свои удивительные возможности, спускался и поднимался по лестницам, без труда преодолевал встречающиеся на пути барьеры, «протискивался» в стандартный дверной проем. Изобретение уральских специалистов ярко продемонстрировало чудеса техники XXI века. А журналисты тут же «окрестили» новинку родным братом марсохода, который бороздит сейчас просторы нашей красной соседки-планеты.

   Иак, что же это за чудо-машина родилась в стенах Миасского филиала ЮУрГУ и для чего она предназначена?

   Кк нам рассказали специалисты, увлеченно работавшие над транспортером два с лишним года (именно столько времени прошло от рождения идеи до воплощения ее в жизнь), БПМ-11 — это транспортное средство, предназначенное для доставки необходимого оборудования или инструмента (например, телекамеры, сканирующего устройства, взрывчатого вещества и много чего другого) в зону, опасную для жизни человека. То есть туда, куда попасть необходимо, но для человека гибельно. Прежде всего это зоны повышенной радиоактивности. Радиус действия транспортера от точки управления им достигает 150 метров.

   Уикальность изобретения заключается еще и в том, что это транспортное средство имеет многофункциональное шасси и, перестраиваясь, может изменять расстояние между передней и задней осями; увеличивать расстояние между правым и левым колесами, расширяя таким образом величину колеи. Может пройти в дверь и развернуться на ограниченной территории, а может занять площадь, равную по ширине бывшему старому «Запорожцу», и тем самым получить прочную устойчивость на склоне и любой другой поверхности.

   Автором идеи и руководителем проекта робота-транспортера выступил И. Войнов. К работе были привлечены не только ученые и специалисты ЮУрГУ, но и производственники. Сложнейшие детали изготавливались на оборонных предприятиях. Сборка модуля заняла несколько месяцев. И вот опытный уникальный образец отправился «на смотрины» в Москву.

   Сма погрузка его в «КамАЗ» была для наблюдателей явлением. Робот успешно «прошествовал» по коридорам вуза, спустился по лестницам, по сходням поднялся в грузовик и сам «залез» в загрузочный ящик.

   Авторы и исполнители проекта надеются, что миасский «марсоход» заинтересует специалистов и ему будет дан старт в промышленное производство. А вот кто будет его осваивать? Это уже вопрос к предприятиям, в том числе и миасским.

   Уразработчиков же БПМ-11 готова к реализации еще одна идея. Рабочее название будущего робота звучит ласково — «бегемотик». Он будет иметь больше колес и сможет легко преодолевать рвы шириной до 70 сантиметров и пороги высотой до 35 сантиметров. Работы над «бегемотиком» уже были начаты, но из-за нехватки средств их пришлось остановить. Сейчас появилась надежда на возобновление проекта.

   


Нина НИЗАМУТДИНОВА.



назад


Яндекс.Метрика