![]() | ||||
![]() |
свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|||
![]() |
68 | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Суббота, 9 июня 2001 года | |||
![]() |
ВАЛЕОЛОГИЯ ИЛИ ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА Кк учителя-логопеда с 35-летним стажем работы с детьми разных возрастов, меня огорчает ухудшение здоровья детей и педагогов. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют отклонения в состоянии здоровья, а выпускаются из школы более 80% учащихся, которых нельзя также называть здоровыми. Особенно слабыми приходят в логопедические группы дети с нарушениями в речевой зоне. Медицина бессильна перед лавиной стрессов и неврозов, вследствие которых появляются болезни тела. Дя меня стало чрезвычайно удачным около пяти лет назад участие в городской программе «Миасс — город здоровья и согласия», которая началась с проходившего в нашем городе в январе 1996 года семинара по технологиям здоровьетворения или валеологии. Оказалось, что в нашем городе много интереснейших людей из различных областей деятельности, которые могут вдохновить на здоровьетворчество, называемое валеологией. Стех пор появилась возможность слушать лекции приглашенных ученых в этой области из Магнитогорска, Челябинска, Уфы, встречаться с коллегами, обмениваясь опытом собственного оздоровления. Сминары оказывали уникальное воздействие на большинство участников. В результате довольно длительного переосмысливания, практики и перестройки я стала открытее, избавилась от привычки стандартного учительского поведения: сдержанность, строгость, категоричность, требовательность. Стало проще общаться. Научилась прощать, спрашивать с себя больше, чем с окружающих, принимать и понимать людей со всем положительным и не очень в их характерах. Улучшить здоровье, зная множество оздоравливающих методик, оказалось несложно — выбор большой, есть среди них и простые, безопасные, эффективные. Приняла усилия к оздоровлению не как временную меру, моду на оздоровление, которая проходит, а направив усилия на сохранение и улучшение здоровья. Овоив многие приемы лечебной педагогики, опробовав их в коллективе валеологов, около 2-х лет назад стала использовать их с дошкольниками. Постепенно и осторожно, следуя принципу «Не навреди», применяю их в своей работе с детьми по коррекции речевых расстройств. Аналогичные приемы и раньше присутствовали в работе всех логопедов, т. к. гимнастика и массажи в коррекции речевой моторики применяются давно и наука логопедия сама находится на стыке медицины и педагогики, поэтому валеология только расширяет возможность коррекционного воздействия на детей и помогает самому педагогу оставаться здоровым. Пдагогическая валеология имеет целью научить ребенка быть здоровым, довести гигиенические и другие оздоравливающие процедуры до навыка, воспитать ответственность за собственное здоровье, вызвать желание быть здоровым. Мжно уже сделать выводы о результативности нашей совместной работы с детьми и родителями. Выпускники ДОУ № 87, где я работаю, окончившие 1-й класс, успешны в школе, легко адаптировались, по предварительным данным, у одного ребенка удовлетворительная оценка, другие учатся на 4 и 5. М к оздоровлению подходим очень осторожно. В том, что оздоровление в нашей логопедической группе идет совершенно дозволенными приемами и в то же время доступными и интересными, можете убедиться. Зукотерапия — пропевание гласных звуков с целью запомнить их и после безошибочно делить слова на слоги (сколько гласных — столько слогов). Пропеваем отдельно и слитно, укрепляя голос, пропеваем, подражая мышке (высоко), а затем мишке (низкий звук). Пропеваем с движениями, хлопками, с разной интонацией и мимикой. Вибрация звуком оказывает благоприятное влияние на все органы (как и пение русских народных мелодий), особенно на сердечно-сосудистую систему, усиливает защитно-адаптационные реакции организма. Дыхательная гимнастика усиливает положительное влияние. Звук «и» вибрирует глотку, гортань, «ы» — головной мозг, «а»,«о» — вибрация в области груди, «э», «оу» — легких, сердца, печени, желудка. Рзминание пальцев и кистей рук, ушной раковины и стопы можно отнести к рефлексотерапии. Тем самым ребенок стимулирует рефлекторные зоны, деятельность головного мозга и оказывает оздоравливающее влияние на весь организм. На этих частях тела можно найти точки соответствия любому органу человеческого тела. Если орган болит или ослаблен, то точка соответствия болезненна. Стимулируя ее, возможно оздоровить орган. В дошкольном учреждении это проводится с целью профилактики. Симулирует работу мозга перекрестное движение частей тела (колено левой ноги соедини с локтем правой, левой рукой достань правое ухо, правой пяткой — левое колено...). Такие упражнения названы «гимнастикой ума». Окотерапия занимается охранительным режимом для усталых глаз и профилактикой нарушения зрения. Окотерапия, как психологический прием: добрый, располагающий к себе взгляд всегда встречает ответную доброту. Пдагогам всегда нужна родительская поддержка, понимание и желание единства педагогических требований к ребенку. Думается, что все родители хотят здоровья своим детям и готовы следовать советам. 1. Не следует заниматься с ребенком 4-х лет более 15 минут, 5 лет — 20, 7 лет — 30 мин. Если ребенок сидит, то дать возможность ему сменить позу или сделать динамическую паузу. Например, спросить: вспомни, как танцевали в детском саду? Что разучили? Какие физические упражнения нравятся? Покажи. Можно подражать движениям различных животных: неуклюжий медведь, осторожная лисичка, быстрый зайчишка, ленивая кошечка... Какие движения придумаешь сам? 2. Мастерство и педагога и родителя проявится тогда, когда ребенок даже не понимает, что его обучают. Мама просто общается, шутит, притворяется, что мало знает, да еще любит движения — в таких условиях ребенок постепенно становится готов к саморазвитию, к выстраиванию своих целей и самореализации. 3. Родителям надо знать примерные возрастные нормы детей, какие отделы коры главного мозга созревают и какие психические процессы еще не готовы. Завышенные требования травмируют психику ребенка, особенно, когда отстает какая-либо речевая функция (малый словарный запас, невнятное звукопроизношение, неумение пересказывать). Эти процессы нельзя форсировать, возможно, нужна длительная помощь специалиста. 4. Давать возможность детям больше двигаться — это их жизненная потребность, только в движении совершенствуется все живое. Нервная система так устроена, что двигательная и речевая зоны очень близки и, поддерживая физическую активность, мы развиваем и стимулируем речь — основу общего и интеллектуального развития. 5. Преступно изучать на ребенке новые «оздоравливающие» приемы, прочитав одну книгу, пусть очень хорошего автора. Взрослый волен распорядиться и экспериментировать на себе. Для детского организма, стремительно растущего, в котором не все системы окрепли и сформировались, пагубно любое неблагоприятное влияние. 6. Учитывая множество факторов, снижающих иммунитет ребенка и жизненный потенциал, возраст, уровень развития, надо индивидуально определять учебные нагрузки для него, выбирая золотую середину.
Н. ЗАЙНУЛОВА, учитель-логопед высшей категории.
|
назад |