свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
16 | ||||
Среда, 28 января 2004 года | ||||
ДОМ, ГДЕ ВОЗВРАЩАЮТ ДЕТСТВО 6-месячная Маша — очень жизнерадостная и улыбчивая девочка. Наверное, сейчас она чувствует себя счастливой, потому что еще не знает и не осознает, что мама, подарившая ей жизнь, забрала у нее самое дорогое, отказавшись от нее прямо в роддоме. Таких малюток, как Маша, которым не исполнилось и года, в Миасском Доме ребенка больше 20-ти (одному из них всего несколько дней). Остальные ребята постарше — едва научившись говорить, они называют мамами совершенно чужих женщин, которые все время рядом: кормят их, баюкают и качают, рассказывают на ночь сказки... «Самое страшное то, что среди воспитанников нашего учреждения нет ни одного сироты, все они — брошенные детки, — говорит главный врач Дома ребенка Елена Владимировна Симонова. — И с каждым годом число их растет». Удручает и тот факт, что среди малышей нет ни одного с первой группой здоровья, 73% из них — инвалиды вследствие ДЦП и болезни Дауна или страдают хроническими заболеваниями. Для самых «тяжелых» оборудована специальная комната — с ходунками, сухим бассейном. В ней проходит их жизнь — без эмоций и лишних движений — жизнь, доставшаяся в наследство от родителей-алкоголиков. Эти детки похожи на растения: только пьют, едят и справляют свои естественные надобности. Но это совсем не означает, что на них, балансирующих между жизнью и смертью, поставлен крест. Напротив, к каждому такому малышу здесь относятся с еще большим вниманием и заботой. Их возможность знакомиться с окружающим миром резко ограничена, и они познают его с помощью воспитателей, через ощущения. Ко же попадает в Дом малютки? Подавляющее большинство — так называемые отказнички. Как правило, матери самовольно лишают себя родительских прав прямо в роддоме или пишут отказ в первые 6 месяцев жизни своих новорожденных. В основном это женщины от 18 до 24 лет, оставшиеся одни с ребенком на руках без средств к существованию. Есть и такие, кто регулярно «поставляет» младенцев на воспитание государству, и те, кто до сих пор не найден. Был случай, когда в родильный дом поступила женщина и после родов сбежала — фамилия и домашний адрес оказались вымышленными… ВДоме ребенка стараются создать все условия для комплексной реабилитации малышей, ведь некоторые из них уже знает, что такое жестокость взрослых. Обстановка здесь максимально приближена к домашней, а малыши окружены лаской и заботой. Даже названия групп, в которых они воспитываются, вызывают умиление — «Гуленьки», «Неваляшки», «Топотушки» — и говорят сами за себя: в первой малыши только-только начинают агукать и гулить, во второй пытаются вставать, а в третьей делают свои первые шаги. Они находятся под пристальным вниманием специалистов: невролога, психиатра, отоларинголога, психолога. Педиатры стараются не упустить время и начинают работать с малышами с самых первых месяцев их жизни. Нам довелось понаблюдать за процедурой логопедического массажа (оказывается, и такой бывает!), когда полугодовалой Наденьке массажист Ольга Клейменова делала упражнения на стимуляцию звукопроизношения, артикуляции, развитие мелкой моторики, на общее расслабление. Девочка просто млела от удовольствия и благодарила доброго доктора своей милой улыбкой. Ребятишки живут по режиму, что в их возрасте много значит, хорошо кушают, спят, гуляют. Постоянно получают витамины, травы, общеукрепляющие препараты. Проходят физиотерапевтические процедуры (магнито-, лазеротерапию, лечебные ванны), а летом бегают босиком, обливаются прохладной водичкой и купаются в надувных бассейнах. Все это позволило в 5 раз уменьшить количество часто болеющих простудными заболеваниями детей. Могое делается в Доме ребенка и для общего развития малышей. Так, логопеды-дефектологи проводят занятия по логоритмике — развитию речи и движений под музыку, психологи занимаются с детьми психогимнастикой — развитием эмоций. На таких занятиях под музыку разыгрываются разные эмоциональные состояния, это позволяет малышам избавиться от страхов, неврозов, повышенной тревожности. Чобы у ребят, живущих на всем готовом, не складывалось искаженное представление о жизни, в Доме ребенка разыгрываются спектакли — к примеру, о том, как герой любимой детской передачи Хрюша ходил в магазин за покупками; или организуются «экскурсии», когда дети вместе с воспитателями совершают прогулки в магазин, аптеку, парикмахерскую и т. д. Здесь всеми силами стараются приблизить обстановку к домашней, и даже дни рождения справляют всей семьей (группой) с тортом и именинными свечами. Кк отметила старший воспитатель Елена Александровна Сорокина, самое главное в работе с детьми — сформировать у них чувство привязанности, научить строить свои взаимоотношения, воспитать добрые чувства. Они, как губка, впитывают в себя все, чему их учат воспитатели, растут и искренне радуются приходу каждого нового человека: быть может, пришли именно за ним?..
Людмила ЗАНЬКО.
|
назад |