свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
16 | ||||
Среда, 28 января 2004 года | ||||
ОТ ВЫБОРОВ — К ВЫБОРАМ В памяти россиян еще свежи предвыборные парламентские баталии, но неумолимый политический календарь напоминает: 14 марта нам предстоит выбирать главу государства. Если мы не сможем избрать президента с первого раза (а для этого больше половины избирателей должны отдать голоса одному кандидату), то 4 апреля состоится второй тур, по итогам которого определится окончательный победитель. А как часто приходится выбирать президента гражданам других стран? Оазывается, в большинстве стран мира выборы в нижнюю палату парламента почти везде прямые, т. е. граждане сами выбирают кандидата или партию. Выборы президента, наоборот, чаще проводятся опосредованно, без прямого участия народа. Они могут осуществляться парламентом страны — как в Греции, Израиле или в некоторых странах бывшего соцлагеря — Чехии, Венгрии. При выборе президента парламентом депутаты, чьи политические взгляды и партийная принадлежность различаются, порой никак не могут прийти к согласию. Для того, чтобы добиться конкретного результата, например, в чешском парламенте, выборы могут проходить в три тура: сначала обе палаты парламента голосуют отдельно друг от друга и определяют своего победителя, во втором туре в бюллетень вносятся имена двух избранных кандидатов, после чего парламентарии снова голосуют и, опять же отдельно, подсчитывают голоса. Президент может быть избран во втором туре, если он набрал большинство голосов в каждой из палат. Иначе будет проведено еще одно голосование, где победитель будет определяться простым большинством голосов всех депутатов. А если и в этом случае не будет выявлен кандидат, назначаются повторные выборы. Именно такая ситуация и сложилась на выборах 2003 года — президент Чехии Вацлав Клаус был избран в третьем туре повторных выборов. Как отмечали политологи, эти выборы были самыми драматичными в стране с 1918 года — обычно на политическом Олимпе присутствовал явный фаворит. Иогда для избрания президента созывают специальный орган — он обычно состоит из депутатов парламента страны и местных органов законодательной власти. В Италии президент избирается на совместном заседании обеими палатами парламента и региональными представителями — по 3 человека от каждой области страны. Но гораздо более значимой политической фигурой здесь является премьер-министр страны, назначаемый президентом с одобрения парламента. И действительно — имя Сильвио Берлускони звучит гораздо чаще, чем имя Карло Чампи, являющегося главой государства с 1999 года. ВФРГ президент также в основном играет представительскую роль, его главная задача — быть моральным авторитетом. Его функции обычно сводятся к формуле: «мало власти, много влияния». Президента страны избирает Федеральное собрание — конституционный орган, созываемый лишь для этой цели. В него входят депутаты Бундестага и парламентов отдельных федеральных земель пропорционально межпартийному раскладу сил. Таким образом, исход выборов обычно предрешен заранее: у какой партии большинство, та и проводит своего кандидата. В 1999 году на выборах президента победил член социал-демократической партии Германии (СДПГ) Йоханнес Рау, ставленник правящей коалиции в составе СДПГ и партии «зеленых». Пезидент Индии избирается членами парламента и законодательных собраний, которые представляют все 28 штатов, 6 союзных территорий и столицу страны Нью-Дели. По конституции Индии полномочия главы государства жестко ограничены, они во многом сводятся к выполнению церемониальных функций и утверждению постановлений правительства, которыми президент обязан руководствоваться. Вместе с тем, решение о том, кому будет поручено формирование правительства, глава государства принимает самостоятельно. В результате выборов 2002 года пост президента страны занял «отец индийского ракетостроения», известный ученый Авул Пакир Джайнулабидин Абдул Калам. Он набрал рекордное количество голосов в свою поддержку — около 87%. Всего же для избрания президенту необходимо получить более половины голосов выборщиков. Для обеспечения результативности выборов и исключения необходимости перебаллотировки используется система единого передаваемого голоса. То есть выборщики цифрами проставляют свои предпочтения напротив фамилий кандидатов. Тот кандидат, который при подсчете первых предпочтений получит квоту, считается избранным. Если победитель не избран, то голоса кандидата, набравшего наименьшее число первых предпочтений, распределяются между остальными согласно второй цифре в бюллетене, а сам этот кандидат отстраняется от дальнейшего марафона, и так продолжается до тех пор, пока не будет выбран один претендент, получивший абсолютное большинство голосов. Еть и другой способ — избиратели делегируют для участия в президентских выборах специальных выборщиков. С таким вариантом мы хорошо знакомы на примере США. Единственная неувязка в этой системе — выборщики могут предпочесть не того кандидата, за которого предварительно проголосовало большинство избирателей, и такие случаи в истории США имели место. Но ничего не поделаешь — демократия! Пямые выборы президента, то есть избрание главы государства в результате народного волеизъявления, проводятся во Франции, Австрии, Бразилии, Перу, Финляндии, России, а также некоторых других восточноевропейских, латиноамериканских и африканских странах. В Франции, как и в ряде других государств, президент избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства, и победившим считается тот кандидат, который получает более 50% голосов избирателей, пришедших на выборы. Если же ни один кандидат не набирает необходимого большинства голосов, через две недели проводится второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре. Претендент, опередивший своего соперника, и становится президентом. По аналогичной системе проводятся с 1991 года и президентские выборы в России. Надо отметить, что такая система выборов признается во всем мире наиболее демократичной — ведь наделенный широкими полномочиями единоличный обладатель высшего поста в государстве должен опираться в своих действиях на поддержку как можно более широких кругов общества.
Светлана ЯКОВЛЕВА, консультант отдела по работе с регионами ЦИК России — специально для «Миасского рабочего».
|
назад |