Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 9 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Пятница, 16 января 2004 года

ТАК ВАЖНО НЕ ОШИБИТЬСЯ

   Дети в растерянности. Родители в ужасе. Скоро выпускные экзамены. Куда дальше?! Эта проблема стала вечной. Двадцать два одиннадцатиклассника из тридцати не знают, куда хотят идти учиться дальше и куда будут поступать (а это не одно и то же). Наиболее дальновидные осознают, что, скажем, приобретя профессию медицинского работника, которую хотели бы иметь, не смогут в дальнейшем обеспечить семью, и поступают куда угодно, лишь бы будущая зарплата была достойной. Так и получают на всю жизнь нелюбимую работу.

   Дугие поступают туда, где учат востребованным на данный момент специальностям, считая, что главное — трудоустроиться. Раньше в этом отношении было проще. Студенты знали: отучатся — их отправят по распределению. Работа точно будет. А сейчас окончил и… ищи влиятельного родственника, чтоб не только зарплата была, но и карьера.

   Тетьи поступают туда, где меньше плата за обучение. И все равно, какая профессия. А ведь этот выбор — на всю жизнь!

   Рдители, как правило, занимают две позиции: либо на основании, «что они лучше знают», толкают свое чадо туда, куда они решили (хотя жить-то ребенку), либо дают абсолютную свободу выбора: «Иди куда хочешь». А куда он хочет? Он не знает!

   Иенно поэтому получается так, что многие выпускники вузов, проучившись пять-шесть лет, вдруг понимают, что это совсем не то, что им было нужно.

   Чсто встречается и ситуация, когда абитуриенты, выбирая профессию ради будущей зарплаты или карьеры, не знают, что город, да и область уже перенасыщены специалистами этого профиля.

   П данным городского центра занятости населения, в нашем городе много безработных бухгалтеров, экономистов, юристов. С трудом находят работу менеджеры (особенно без опыта работы), и не потому, что у работодателей завышенные требования, — просто количество специалистов превышает количество рабочих мест по той или иной профессии.

   Н зато, по информации центра занятости города Миасса и данным отделов кадров таких крупнейших предприятий города, как автомобильный завод Урал, Миасский керамический завод, кирпичный завод, завод железобетонных изделий и других крупных производителей различной продукции в нашем городе, спрос сильно превышает предложение по следующим рабочим специальностям: фрезеровщики, токари, слесари, электрогазосварщики, сортировщики, электромонтеры, токари, наладчики, слесари-сантехники, шлифовщики, штамповщики и другие. Важно заметить, что зарплаты у вышеперечисленных работников не такие уж и низкие, а поступить учиться по этим специальностям можно и не очень сильным в учебе ребятам, причем совсем не за бешеные деньги, как на юристов или экономистов, которые все чаще и чаще пополняют ряды безработных.

   Ткже практически во всех школах Миасса постоянно требуются учителя-предметники по русскому языку, литературе, математике, информатике, физике, химии, труду и другим предметам.

   Вдетских дошкольных учреждениях не уменьшается спрос на воспитателей.

   Пэтому, выбирая будущую профессию, важно задуматься не столько над заработной платой, сколько над проблемой трудоустройства.

   Вжно знать, что средние учебные заведения ориентируются на запросы города, то есть обучают тем профессиям, которые требуются. А высшие учебные заведения чаще всего стараются следовать моде.

   Хтелось бы добавить, что в ряде колледжей и техникумов нашего города образование бюджетное, то есть бесплатное, в отличие от высших учебных заведений. Но об этом почему-то никто не говорит ребятам, хотя для многих бюджетное обучение — единственный путь к образованию.

   А заниматься вопросами выбора профессии, востребованностью той или иной специальности, разъяснением, чему, где учат и за какую цену, должны ответственные за профессиональную ориентацию учащихся. В школе это, как правило, заместитель директора по учебно-воспитательной работе либо классный руководитель.

   Н кто и как этим занимается на самом деле?!

   Вразговоре с различными представителями школ города Миасса выяснилось, что единоначалия в этом вопросе нет. В лучшем случае вопросами профессиональной ориентации занимаются классные руководители, организаторы внеучебно-воспитательной работы, психологи. В худшем — не занимается никто.

   Кк правило, работники школ просто открещиваются от этих обязанностей, перекладывая их с одних плеч на другие. Или честно и открыто говорят, что им за это не платят.

   Ворая часть этого вопроса заключается в том, как проводится профессиональное ориентирование.

   Видеале важно прежде всего проводить эту работу со всеми ребятами, а не выборочно. Начать с тестирования, которое на основании личных качеств будущего абитуриента «подскажет» наиболее подходящие для него профессии. Необходимо учитывать желание и самого выпускника.

   Нжно обязательно провести экскурсию по учебным заведениям города. И не сидя в четырех стенах класса и перечисляя названия вузов и колледжей, а очно, чтобы ребенок мог узнать все и о специальностях, и о вступительных экзаменах, и о плате за обучение и, в конце концов, получил возможность проникнуться духом данного учебного заведения.

   Пнятно, что время общения учеников и учителей ограничено, да и невозможно посетить все учебные заведения города Миасса, поэтому нужно приглашать их представителей на классные часы в школу.

   Ткже необходимо, чтобы ребята имели возможность встречаться с представителями различных профессий непосредственно в их рабочей обстановке (что в наших школах не практикуется), чтобы воочию увидеть и понять специфику той или иной специальности.

    Конечно, это лишь несколько вариантов профориентационной работы, но, делая хотя бы это, учителя очень помогут будущим абитуриентам в выборе профессии.

   Н должны оставаться в стороне и родители. Прежде чем ваши сын или дочь выберут свой жизненный путь, помогите им проанализировать все специальности, профессии и, конечно, ваши возможности. Не надо авторитарного подхода. Все-таки у подростков свои интересы и наклонности, да и жить им. Но и полное отстранение от проблем подростков — не выход, их надо направлять и поддерживать, чтобы выбор профессии не оказался ошибкой на всю жизнь.

   Ипостарайтесь помочь сделать вашим детям такой выбор, чтобы совпали и их наклонности, и способности. Тогда и учеба будет в радость, и работа — праздником!

   Еена ВАШУРИНА.



назад


Яндекс.Метрика