![]() | ||||
![]() |
свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|||
![]() |
228-229 | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Суббота, 29 ноября 2003 года | |||
![]() |
И ПРОСТУПЯТ ЛИЦА И ЛИКИ
Заки судьбы преследовали не верующую ни во что прежде Тамару неоднократно. Чего стоило услышать ей однажды в своей квартире... голос из пустоты, когда она в отчаянии обратилась к Богородице: «Матушка Божья Матерь, вот у меня опухоль на ноге, посылают к онкологу. Ну сделай что-нибудь, чтобы ее не было!» Неведомый женский голос, раздавшийся из совершенно пустого угла комнаты, ответствовал: «После Нового года не будет». Так и произошло. И было еще не одно подобное чудо — все после того, как женщина крестилась в православной церкви. Кстати, на кухне одна из ее деревянных работ как раз и посвящена этому событию, случившемуся пять лет назад. Толчком же к крещению послужило неодолимое желание Тамары Андреевны вырезать из дерева икону «Троеручица». Стала она работать, а сама усомнилась: имеет ли на это право? Пришла в храм, где ей сказали: «Крестись, тогда и получишь благословение батюшки». Так она и сделала. Теперь каждую свою икону художница окропляет святой водичкой, взятой из церкви. А вообще квартира Тамары Андреевны напоминает своего рода выставочный зал: на каждой из стен красуются ее творения. Причем современность и она сама, ее жизнь, ее родные причудливым образом переплетаются с древними куполами церквей, золотыми крестами, монашками в платочках. На одной из досочек — Филипп Киркоров, ее любимчик, а вот и она сама в молодости — черноглазая красавица в белоснежной кроличьей шапочке. Три маминых сестры, одна из которых стоит в окошке, обрамленном деревянными кружевами, а две других присели отдохнуть на скамеечке — вот так захотелось ей оформить снимки из семейного альбома. Милые ангелы-хранители, быстроногие лошадки и олени с ветвистыми рогами, кудрявые уральские березы и сосны, деревенские избушки — все это добрососедствует в работах Тамары Рудневой. Страсть к рисованию проявилась у нее уже с пяти лет. В школе оформляла все стенгазеты. Окончила Миасское педучилище, где среди прочих наук преподавал методику рисования художник Анатолий Федорович Лузин. У него-то и училась она мастерству. Трудилась учителем в школе, затем художником-оформителем на МНЗ и УралАЗе. Сейчас Тамара Андреевна на пенсии, но возраста почти не ощущает. Смеется: «Мне всего 16!» И на самом деле, день своего рождения за всю жизнь ей удалось справить всего 16 раз: родилась она 29 февраля. Еще одна необычность: не так давно хирурги обнаружили у нее... третью почку. «Может, в этом секрет моей молодости?» Дмой к Тамаре Рудневой мы пришли в пасмурный осенний день. Я взглянула в окно и поразилась: из окон ее современной квартиры видно было только два цвета: серый, идущий от неба и чуть припорошившего землю снега, и насыщенный коричневый, почти черный — от потемневших от времени деревенских домиков, бесконечной чередой уходящих к самому горизонту. — Люблю деревню, люблю Россию-матушку, — перехватив мой взгляд, улыбнулась художница. — Где еще увидишь такое! Я сама из деревни Темир, что за Кундравами. Миасс ни на какую заграницу не променяю, а из своей старой части города ни за что не перееду — нравится мне здесь жить. Лки святых внимательно смотрят на меня с многочисленных икон. Кажется, разглядывают. Однажды был у Тамары Андреевны посетитель. Четыре часа просидел он перед образами, а потом сказал ей: «Я от них не мог глаз отвести, а они — от меня!» Благоговейно относится женщина к образу царицы Грузии Тамары, причисленной к лику святых. Однажды, увидев икону с ее изображением, художница так и замерла — так вот откуда у нее, тоже Тамары, страсть к церковным куполам: на левой руке Тамары Великой нарисована церковь. Оказалось, богатая царица построила на свои деньги множество храмов. Н берусь утверждать, что моя собеседница из атеистки, каковой ее воспитало советское время, вдруг стала истово верующей: молитв знает немного, церковь посещает нечасто. В православной религии ее, как художницу, привлекает, прежде всего, Красота. А, с другой стороны, что же это такое, если не вера, когда она обращается к нарисованным ликам, как к живым людям, и что это, если не молитва, когда она утром, проснувшись, обязательно поговорит с ними, а вечером не забудет попрощаться? Ели искусствовед спросит меня о том, в каком же стиле, какой технике выполнены работы Тамары Андреевны, затруднюсь с ответом. Да и существует ли вообще такая техника, или это изобретение самой художницы: использовать, например, в той же деревянной иконе весь имеющийся в наличии подсобный материал, включая блестящие пакеты от цветов и конфетные коробки, а в других работах — фотографии? М похрустываем на уютной кухне малосольными огурчиками домашнего приготовления, пробуем кабачковую икру и сало: вкусно! Да и квашеная капуста хороша к отварной картошечке, впрочем, как и настойка на кедровых орешках. Любит потчевать Тамара Андреевна гостей. А вот и ароматный чай, приготовленный по особому рецепту радушной хозяйки. Жвет художница после смерти мамы одна, если не считать белоснежного дворнягу Бима. Но одинокой, а уж тем более несчастной, она себя не считает. Все привыкла делать сама, и мужскую работу тоже: и молоток, если надо, в руки возьмет, и замок в дверь врежет. Чо касается мужского внимания, то его в жизни было предостаточно; многих привлекал этот лакомый кусочек: веселая, озорная, красивая и талантливая певунья-художница... Крутила она романы, чего греха таить. «Но чужие семьи я никогда не разбивала: на чужом несчастье счастья не построишь». К тому же возможных претендентов на руку и сердце отпугивала железная установка, невесть откуда пришедшая на ум ей, еще десятилетней: «Я родилась Рудневой, Рудневой и умру». Гордится своим отцом Андреем, награжденным посмертно (после гибели во время Великой Отечественной войны) орденом Ленина; родственником Всеволодом Рудневым, потопившим знаменитый «Варяг», чтобы тот не достался японцам. Были в ее роду летчики и военные. В зале на видном месте — портрет белого офицера Николая Руднева, ее дедушки, убитого во время Октябрьской революции. ...За окном незаметно стемнело. Выйдя из подъезда, я чуть не задохнулась от порыва стылого, с колючими снежными крупинками ветра, скорей побежала на остановку. Одна картинка согревала душу: вот сейчас моя новая знакомая наведет на своей кухоньке порядок, достанет нехитрый инструментарий, доски и сядет в зале за большой стол. Завьется из-под ее рук ароматная стружка, а на простых деревянных досках все явственней будут проступать лики святых. Рядом будет дремать красавец Бимка, и работа в уютной тишине комнат продлится далеко за полночь...
Марина БЕЗРУЧЕНКО.
|
назад |