Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 208-209 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 1 ноября 2003 года

АРМИЯ УЧИТ НЕ ТОЛЬКО СТРЕЛЯТЬ

   Прошел почти месяц с того дня, как начался осенний призыв в российские Вооруженные силы. В период с 1 октября по 30 декабря призывная комиссия отберет из числа потенциальных новобранцев 200 крепких и здоровых парней, которые, помахав на прощанье плачущим матерям, усталым после бурной ночи прощания друзьям и подружкам, помчатся в разные точки каждый по своему пути защищать высокий статус и могущество нашей необъятной державы. Что ждет их в армии? Как они проявят себя в еще неизведанных условиях жизни? Какими вернутся домой? Об этом и другом — наш разговор с военным комиссаром города, полковником Александром Панасенковым.

   Александр Викторович, сколько в Миассе потенциальных новобранцев? Выполнит ли город план призыва, и как мы выглядим по этому показателю в сравнении с другими регионами?

   — Ребят призывного возраста (от 18 до 27 лет) у нас в городе порядка 5,5 тысяч человек. Десять процентов из них мы отправляем служить в армию, то есть примерно 500 человек в год. Последняя проблема с выполнением плана призыва у нас была в 1998 году. В области 48 военкоматов, и практически все справляются сегодня с поставленной задачей. Урал — по-прежнему «опорный край державы». И если сравнивать ситуацию по призыву с Москвой или другими центральными областями, мы выглядим настоящими передовиками.

   — Где принимается решение о направлении будущего солдата в тот или иной род войск? И какие для этого есть критерии?

   — Решение принимается прямо в военкомате. До отправления в войска каждый из призывников наверняка знает, где ему предопределено служить. Сначала свое веское слово должна сказать военно-врачебная комиссия. После этого ребята проверяются на допуск службы в режимных частях. На основании всех показаний выносится решение. В элитные войска, такие как ВДВ, например, призываются ребята с соответствующим допуском ФСБ и вердиктом медкомиссии: «годен без ограничения». В войска ВДВ, ВМФ нужны ребята весом до 90 килограммов, ростом не ниже 170 см, но и не выше 190 см. А в танкисты берут с показателем роста не выше 175 см.

   — Начальник Главного организационно-мобилизационного управления В. Смирнов считает, что в нашей стране слишком велико количество отсрочек, позволяющих вполне законно избежать призыва. Их список насчитывает 22 пункта. Ваше мнение по этому вопросу?

   — Я считаю целесообразным пересмотреть пунктов пять-шесть. К таким видам отсрочек, как учеба, тяжелое семейное положение, наличие детей до 3-х лет, опекунство, надо подходить индивидуально, конкретно рассматривая каждый отдельный случай.

   — Изменился ли за последние годы принцип формирования солдатских коллективов? Я имею в виду национальный вопрос.

   — Мы не занимаемся комплектованием воинских коллективов. Но если призывник имеет российское гражданство и годен к службе по физическим показателям, значит, будет служить там, куда направят, независимо от национальности. Хотя в Президентский полк рекомендуется отправлять лиц славянской национальности.

   — Есть ли у призывников и их родителей право обратиться в военкомат с просьбой о конкретном месте службы? И какие для этого могут быть основания?

   — Права такого нет, поскольку принцип комплектования в Вооруженных силах России — экстерриториальный, то есть вне территории, на которой проживаешь. Но по возможности мы стараемся идти навстречу ребятам. Все зависит от ситуации, к которой иногда стоит отнестись с пониманием. По нашим данным, в Приволжско-Уральский округ отправляются служить примерно 5-10 процентов призывников.

   — Существуют ли проблемы с материальным и продовольственным обеспечением личного состава срочной службы?

   — Могут существовать проблемы с вещевым довольствием, но с продовольствием — никогда. Солдаты не голодают. Наверняка в начале службы многим не хватает еды, и это естественно, ведь к перестройке питания надо привыкнуть. Но все нормы питания в армии доводятся до конца, я в этом уверен. Во время моей службы в Чечне был случай, когда машина с хлебом не дошла до места назначения, так как была подорвана. Тогда несколько дней, действительно, не было хлеба, но были сухари. Конечно, немаловажно попасть в военную часть к хорошему командиру. Как правило, в таких частях имеется подсобное хозяйство, теплица, и солдат кормят лучше. Но здесь, как говорится, кому больше повезет.

   — В последнее время много разговоров ведется об уменьшении сроков службы в армии. Что вы об этом думаете?

   — С той гражданской подготовкой призывников, которая сегодня существует, 2 года — в самый раз. Полгода уходит на адаптацию солдата, ведь к новым условиям жизни надо привыкнуть. К тому же техника с каждым годом усложняется, поэтому без учебных подразделений не обойтись. Чтобы солдат стал настоящим солдатом, его надо научить. А на это, естественно, требуется время. Если срок сократится, служить-то когда?

   — За время перестройки престижу армии был нанесен колоссальный ущерб. К счастью, поправимый. Кажется, общество вновь осознало всю важность и необходимость профессии «Родину защищать». Что, на ваш взгляд, повлияло на поднятие патриотизма в стране?

   — В первую очередь, отношение к армии верховного руководства. Изменение отношения сверху повлияло на изменение общественного сознания. Все поняли, что даже если в мировом масштабе больших столкновений не будет, то локальные конфликты все равно неизбежны. Чтобы поднять престиж армии на должный уровень, надо платить военным достойную зарплату.

   — Молодые люди сегодня стремятся поступить в военные училища?

   — Идут активно. Танковые, общевойсковые училища пользуются меньшим спросом. Ребята смотрят на перспективу в гражданской жизни. Огромные конкурсы в военные финансовые институты, в воздушно-десантные училища. Хотя в десантники на 99 процентов идут те, кто думает служить.

   — В последнее время увеличилось число желающих служить по контракту. Что на это повлияло? Какая категория лиц идет служить на контрактной основе, куда и по каким специальностям?

   — Материальная заинтересованность заставляет молодых людей идти в армию на контрактной основе. 6-7 тысяч рублей в месяц, которые получает контрактник за службу в мирных условиях, может, и небольшие деньги. Но для глубинки, колхозов, где нет работы, это существенно. Если увеличить зарплату, желающих будет еще больше. В военной обстановке денежное довольствие служащего по контракту значительно выше. 30 процентов контрактников — из числа уволенных в запас. Парни возвращаются из армии домой, не находят себя в гражданской жизни и просятся обратно. Как правило, это люди со средним образованием. Они направляются на службу в Чечню, Таджикистан, в другие вполне мирные регионы. Сегодня в армии востребованны многие специалисты. Это связисты, медики, артиллеристы, офицеры со знанием компьютера.

   — С 1 января 2004 года в России начнет действовать закон об альтернативной гражданской службе. Ваш комментарий.

   — Сразу скажу: обвала желающих пойти в альтернативщики не ожидается. Механизм действия закона не доработан. Скажем, пришлют к нам в Миасс солдат для прохождения альтернативной службы, а распределять их некуда. К тому же их зарплата будет ничтожно мала.

   — В какие экзотические точки могут направляться служить парни из Миасса?

   — Для солдат список мест невелик. Это может быть новая база ВВС в Таджикистане или 201-я мотострелковая дивизия в Душанбе. Или Север, где можно белых медведей погонять. Молодой в Африку не попадет, туда едут только офицеры. И вообще служба — это тяжелые армейские будни, и романтики в ней мало.

   — Среди армейских проблем часто называется «дедовщина». Это действительно проблема армии или все-таки отдельно взятого человека?

   — Коллектив есть коллектив. Я всегда говорю: посмотрите на отношения малышей в детском саду. Даже там есть лидеры и те, кто не пользуется авторитетом. То же самое — в школе. И армия — не исключение. Все зависит от пацана. Если родители не воспитали в нем мужчину, если он морально и физически не готов, в армии ему будет нелегко. Если солдат ленится, не моется, кому приятно с ним общаться?

   — Служба в армии — почетная обязанность. А что армия дает человеку?

   — Армия меняет мировоззрение. Человек, прошедший армейскую школу, психологически готов жить в обществе. Не надо забывать о возможности получения профессиональных навыков, ведь армия учит не только стрелять. Считаю, что армия дает больше доброго, чем плохого. Это настоящая школа жизни.

   


Беседовала Инна Нечай.



назад


Яндекс.Метрика