Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 188-189 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 4 октября 2003 года

ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ

   Кто не ходит по базару, прикупить кое-какого товара? Наверно, только ленивый, бегая в ближайший от дома магазин. Но рынок есть рынок, поэтому товар здесь свежий, ассортимент разнообразный, а цены низкие. Однако рынку присущи свои минусы. Такие, как обвешивание и обсчитывание. Инспекция на рынке — дело нешуточное. Не успеют соответствующие органы проверить одного-двух продавцов, как все остальные – в курсе дела. И к ним уже не придерешься: торгуют показательно, по всем правилам.

   Вмагазине хоть и дороже, но немного спокойней на этот счет. Электронные весы снижают риск обвеса, а визиты ревизоров более эффективны.

   Ивсе-таки рыночного торговца можно пожалеть. И в зной, и в стужу стоит он за своим прилавком совсем не за длинные рубли. Прилавков развелось видимо-невидимо, а новые магазины все открываются. Конкуренция жесткая, попробуй продай.

   Н прилавки ломятся, значит, это кому-нибудь нужно. В первую очередь, нам, рядовым потребителям. И от нас всех во многом зависит, что нам предложат и как нас обслужат. Покупатель всегда прав и последнее слово – за ним.

   Услугами рынка пользуется большинство миасцев. Видимо, доходы наших сограждан таковы, что посетителями магазинов «Европа», «Арктика», «Мир кожи» они становятся, в лучшем случае, один раз в году или заходят в них в качестве зрителей.

   Еть поговорка — грубоватая, но отражающая специфику отношений, складывающихся на наших рынках: в торговле два дурака — один продает, другой покупает… Справедливости ради надо сказать, что чаще всего это «почетное» звание имеет покупатель.

   Кк защитить себя от некачественных товаров и услуг? Об этом — наша беседа со специалистом по защите прав потребителей управления регулирования потребительского рынка и защиты прав потребителей городской администрации Эдуардом Кузьмичом Подрубаевым:

   — Как реально вы можете помочь обратившимся к вам людям?

   — Сотрудники нашего отдела могут проконсультировать потребителей, имеющих какие-либо претензии к качеству товара или услуги, в отношении их прав и сообщить о нарушениях в соответствующие органы. Закона, по которому мы могли бы сами наказывать недобросовестных поставщиков товаров и услуг, нет.

    Все жалобы, поступающие к нам, касаются тех случаев, когда потребитель не получает качественных товаров и услуг за свои деньги.

   Базой для регулирования отношений между продавцом и покупателем служит Закон «О защите прав потребителей».

   — На какие моменты в нем следует обратить свое внимание нашим читателям?

   — В статье18 говорится о том, что если на товар дан гарантийный срок, то у потребителя не должно быть никаких проблем ни с товаром, ни с услугой — одним этим производитель гарантирует качество.

   — А если все же товар оказался некачественным?

   — Продавец или исполнитель услуг обязан либо безвозмездно устранить недостатки, дефекты или обменять товар (выполнить работу вновь), либо вернуть деньги.

   Пактика же показывает, что потребителям, как правило, стараются навязать именно первый пункт — устранение недостатков.

   — А если продавец не желает делать ни первого, ни второго, ни третьего?

   — Необходимо обратиться в суд. Освободить продавца от ответственности за некачественный товар может лишь заключение независимой экспертизы, если она признает, что недостатки в товаре возникли по вине покупателя (неправильная эксплуатация, хранение и т.д.)

   — Но у приобретенных на рынке вещей нет такого гарантийного срока…

   — Если вещь крупная, придется потратить деньги на проведение независимой экспертизы. Она стоит от 500 до 3000 рублей и проводится в Челябинске. Так что сначала надо прикинуть, что обойдется дешевле. К тому же трудно будет доказать, что вещь куплена именно у этого продавца и именно по этой цене.

   — Получается, что интересы покупателей, которые пользуются услугами рынка, никак не защищены?

   — Они будут защищены, если покупатели начнут требовать с продавцов товарные чеки, в которых должна содержаться информация о том, чей товар, время его продажи, цена и т.д. Бланки чеков можно приобрести в ЗАО «Полиграф». Если такого чека у покупателя нет — доказать что-либо будет трудно.

   Павда, как показывает практика, продавцы на рынке, как правило, безоговорочно меняют некачественный товар.

   — Недавно к нам в редакцию позвонила пожилая супружеская чета: по объявлению в газете они пригласили частника поставить им металлические двери. Работа оплачена, а двери не закрываются, исполнители исчезли с горизонта. Как быть?

   — По работам и услугам также должны заключаться письменные договоры. В них не только оговариваются цена, сроки, но и качество работ. Он может быть написан от руки, но подписан двумя сторонами, иначе — кому предъявлять претензии?

   — Приобретена сложная бытовая техника, а инструкция — на английском языке…

   — Продавец обязан обеспечить потребителя паспортом изделия на русском языке, проинструктировать его. Иначе потребитель не несет ответственности за неисправность техники, которая возникла в результате незнания им правил эксплуатации.

   — На какие товары, приобретенные на рынке, больше всего жалоб?

   — На качество обуви. Ее везут из-за границы, не зная, для кого она предназначена: возможно, эта обувь разового пользования. Нередко обувь с маркой знаменитых зарубежных фирм делают в подвалах домов в России. До 90% сертификатов на обувь подложные. Нет сертификата — нет и гарантии, что обувь соответствует нашим отечественным ГОСТам.

   — С какими нарушениями чаще всего сталкивается покупатель на рынке?

   — С обвесом и обсчетом. Но поймать с поличным не так просто, как кажется. Продавец неправильно дал сдачу — ошибся, с кем не бывает?

   Онажды решили проверить продавщицу, постоянно обвешивающую покупателя. Вроде уже, как говорится, за руку ее схватили, но дама оказалась весьма сообразительной: она шустро сбросила вес (яблоки) в ящик — докажи, что вес был неправильным. Акт все равно был составлен, но по поводу препятствий действиям органов милиции. На рынке у продавцов даже есть своя сигнализация — «пришли с проверкой». Все бросают торговать и ждут, когда мы уйдем. Такие проверки имеет смысл делать только с милицией.

   — Что вы посоветуете покупателям, постоянно пользующимся услугами рынка?

   — Во-первых, постараться приобретать товар у того продавца, которого хорошо знаете. Если предстоит заключить договор на выполнение больших работ, имеет смысл сначала проконсультироваться у юриста или в нашем отделе. Телефон специалиста по защите прав потребителей 6-36-44.

   Впросы задавала

   


Тамара Клещева.



назад


Яндекс.Метрика