Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 62 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 26 мая 2001 года

ЭКЗАМЕН ДЛЯ ВУЗА

   Со страниц периодики, с телеэкранов, вузы наперебой предлагают образовательные услуги. У абитуриентов глаза разбегаются, но каково работникам кадровых служб, принимающих в свои фирмы и учреждения новобранцев из числа свежеиспеченных молодых специалистов? Разноцветье дипломов, пышные титулы юных академий и университетов...

   Кк тут сориентироваться, не обмануться, устоять перед многообещающими вузами, особенно негосударственными, а значит, непривычными?

   Ябеседую с менеджером института экономики и права Аксенова Галиной Афанасьевой.

   — Регламентация деятельности учебных заведений в России состоит из трех этапов: лицензирования, аттестации и аккредитации. Первый этап — выдача лицензии — знаменует собой представление любому заявившему о своих намерениях учебному заведению права на образовательную деятельность, конечно, при условии соблюдения соответствующих нормативов и при наличии у данного вуза комплекта необходимых документов.

   — Что представляет собой набор этих документов?

   — Это, прежде всего, устав, свидетельства о прохождении регистрации и включении в государственный реестр предприятий и организаций. Далее следуют подтверждения права на аренду помещений и пригодности самих помещений для проведения в них учебных занятий. Каждое учебное помещение должно быть освидетельствовано комиссией санэпиднадзора и представителями территориальных органов противопожарной безопасности с выдачей соответствующих документов.

   Взаконе содержатся четкие формулировки показателей, дающих право на образовательную деятельность. К числу таких показателей относится, в первую очередь, качественный уровень профессорско-преподавательского состава, который определяется по наличию среди преподавателей специалистов с учеными степенями кандидатов и докторов наук и научными званиями доцентов и профессоров. В вузе должна иметься библиотека, содержащая в своих фондах необходимую учебную и справочную литературу по всем преподаваемым дисциплинам из расчета 0,5 экземпляра каждого наименования на одного студента. Кроме того, условия труда преподавателей и его оплата должны соответствовать требованиям КЗоТа, других законодательных и нормативно-правовых актов. На практике администрация вуза должна подтвердить наличие у работодателей денежных средств для оплаты труда в размерах не ниже средних для данной категории учебных заведений. Если эти и ряд других требований соблюдаются, то специально назначаемая государственная комиссия принимает решение о выдаче лицензии на право вести образовательную деятельность. Получив лицензию, образовательная фирма получает возможность приступить к организации учебного процесса.

   — Но ведь получение лицензии — акт, по своей природе, статичный, регистрационный, не пустая, но формальность. Из ваших же слов следует, что сегодня любая структура или даже отдельное частное лицо (хорошо, если это лицо — личность) могут заявить о создании вуза, снять в аренду помещение и запросить лицензию на ведение образовательной деятельности. Если верить статистике, при соблюдении элементарных правил «игры» отказов не бывает. За последние пять лет в России открыто больше частных высших учебных заведений, чем во всей Западной Европе за века. Сейчас у нас в стране 246 студентов на 10 тысяч населения — это больше, чем было в СССР и чем было когда-либо в России. Ну и что? Данные факты вовсе не свидетельствуют о качестве предоставляемых нынче образовательных услуг.

   — Министерство образования гарантирует качество подготовки специалистов только в государственных вузах, которые находятся у нас под строгим административным контролем. Негосударственные вузы по действующему законодательству имеют очень большую самостоятельность и льготы, которых нет даже у аналогичных по статусу учебных заведений ни в одной из стран Европы.

   Нше же министерство не имеет права проверить, чему и как будут учить в новоиспеченном негосударственном вузе до тех пор, пока само образовательное учреждение не обратится к нам за аттестацией и аккредитацией.

   — Значит, НИЦГА представляет собой достаточно продуктивно работающую исследовательскую структуру?

   — Не только научно-исследовательскую, но и образовательную. Без преувеличения скажу, что неостепененный народ из многих вузов России активно стремится попасть в аспирантуру НИЦГА, хотя и находится центр в провинции — в городе Йошкар-Оле. В этом нет ничего удивительного, поскольку НИЦГА ведет серьезные фундаментальные и прикладные исследования, здесь открыта специальность 05131— «Управление в социально-экономических системах». Эту специальность, кстати, можно получить только в трех вузах страны.

   Рководителям центра удалось создать небольшой, но с большими творческими возможностями коллектив из специалистов самого высокого класса. Все они в буквальном смысле слова самородки, очень талантливые люди, притом довольно-таки молодого возраста, не старше 30 лет. Но среди них есть доктор наук, три кандидата, восемь аспирантов, которым в скором времени предстоит защита кандидатских диссертаций.

   Ндеюсь, что работать им в НИЦГА достаточно интересно: здесь созданы хорошие условия для плодотворной деятельности. Центр располагает прекрасной материально-технической базой, современными средствами связи, позволяющими осуществлять круглосуточную работу с партнерами, независимо от их территориального месторасположения и часовых поясов. Специалисты НИЦГА совершенствуют ими же созданные новые компьютерные технологии, у них есть возможности для творческой самореализации, научных публикаций, плоды их труда востребованы.

   — И что представляют собой эти «плоды», насколько они съедобны и удобоваримы?

   — Преподавателям и научным сотрудникам многих вузов России уже хорошо известно слово «Камертон» — это компьютерная технология обработки результатов тестирования. Вузы по этой программе проводят самообследование, и если результаты соответствуют требованиям, обращаются в Министерство образования с просьбами об аттестации или аккредитации. В НИЦГА можно приобрести не только программу самоаттестации, но и другие интереснейшие программы. Например, «Фонд» — это система стимулирования педагогического мастерства, научного поиска преподавателей вузов. Система «Ритм» — рейтинговая интенсивная технология модульного обучения — позволяет студентам более активно включаться в образовательный процесс. Система «Тесген» представляет собой современный способ генерации тестовых, измерительных материалов. Говоря обобщенно, сотрудники НИЦГА разработали целый программный комплекс, который включает в себя и печатные организационно-методические материалы, к которым приложены дискеты с программами.

   — А есть ли у нас в стране другие подобные центры? Ведь в Йошкар-Олу не наездишься, скажем, с Урала.

   — Нет, центр является единственным в России официальным членом Международной сети по оценке качества образования. Именно к ним стекается вся мировая информация о том, что в этой области делается. Разумеется, в основе такого мощного прорыва — фундаментальные корни российской системы образования, которая всегда гарантировала высокое качество обучения. А сейчас мы получили свободную возможность посмотреть, что делается в этой сфере на Западе и использовать этот опыт вместе с нашим собственным потенциалом. С гордостью и уверенностью можно сказать: институт экономики и права Аксенова в качестве предоставляемых образовательных услуг не отстает от других вузов, а по-прежнему опережает их.

   


Шаура РОМАНОВА.



назад


Яндекс.Метрика