свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
62 | ||||
Суббота, 26 мая 2001 года | ||||
ЭКЗАМЕН ДЛЯ ВУЗА Со страниц периодики, с телеэкранов, вузы наперебой предлагают образовательные услуги. У абитуриентов глаза разбегаются, но каково работникам кадровых служб, принимающих в свои фирмы и учреждения новобранцев из числа свежеиспеченных молодых специалистов? Разноцветье дипломов, пышные титулы юных академий и университетов... Кк тут сориентироваться, не обмануться, устоять перед многообещающими вузами, особенно негосударственными, а значит, непривычными? Ябеседую с менеджером института экономики и права Аксенова Галиной Афанасьевой. — Регламентация деятельности учебных заведений в России состоит из трех этапов: лицензирования, аттестации и аккредитации. Первый этап — выдача лицензии — знаменует собой представление любому заявившему о своих намерениях учебному заведению права на образовательную деятельность, конечно, при условии соблюдения соответствующих нормативов и при наличии у данного вуза комплекта необходимых документов. — Что представляет собой набор этих документов? — Это, прежде всего, устав, свидетельства о прохождении регистрации и включении в государственный реестр предприятий и организаций. Далее следуют подтверждения права на аренду помещений и пригодности самих помещений для проведения в них учебных занятий. Каждое учебное помещение должно быть освидетельствовано комиссией санэпиднадзора и представителями территориальных органов противопожарной безопасности с выдачей соответствующих документов. Взаконе содержатся четкие формулировки показателей, дающих право на образовательную деятельность. К числу таких показателей относится, в первую очередь, качественный уровень профессорско-преподавательского состава, который определяется по наличию среди преподавателей специалистов с учеными степенями кандидатов и докторов наук и научными званиями доцентов и профессоров. В вузе должна иметься библиотека, содержащая в своих фондах необходимую учебную и справочную литературу по всем преподаваемым дисциплинам из расчета 0,5 экземпляра каждого наименования на одного студента. Кроме того, условия труда преподавателей и его оплата должны соответствовать требованиям КЗоТа, других законодательных и нормативно-правовых актов. На практике администрация вуза должна подтвердить наличие у работодателей денежных средств для оплаты труда в размерах не ниже средних для данной категории учебных заведений. Если эти и ряд других требований соблюдаются, то специально назначаемая государственная комиссия принимает решение о выдаче лицензии на право вести образовательную деятельность. Получив лицензию, образовательная фирма получает возможность приступить к организации учебного процесса. — Но ведь получение лицензии — акт, по своей природе, статичный, регистрационный, не пустая, но формальность. Из ваших же слов следует, что сегодня любая структура или даже отдельное частное лицо (хорошо, если это лицо — личность) могут заявить о создании вуза, снять в аренду помещение и запросить лицензию на ведение образовательной деятельности. Если верить статистике, при соблюдении элементарных правил «игры» отказов не бывает. За последние пять лет в России открыто больше частных высших учебных заведений, чем во всей Западной Европе за века. Сейчас у нас в стране 246 студентов на 10 тысяч населения — это больше, чем было в СССР и чем было когда-либо в России. Ну и что? Данные факты вовсе не свидетельствуют о качестве предоставляемых нынче образовательных услуг. — Министерство образования гарантирует качество подготовки специалистов только в государственных вузах, которые находятся у нас под строгим административным контролем. Негосударственные вузы по действующему законодательству имеют очень большую самостоятельность и льготы, которых нет даже у аналогичных по статусу учебных заведений ни в одной из стран Европы. Нше же министерство не имеет права проверить, чему и как будут учить в новоиспеченном негосударственном вузе до тех пор, пока само образовательное учреждение не обратится к нам за аттестацией и аккредитацией. — Значит, НИЦГА представляет собой достаточно продуктивно работающую исследовательскую структуру? — Не только научно-исследовательскую, но и образовательную. Без преувеличения скажу, что неостепененный народ из многих вузов России активно стремится попасть в аспирантуру НИЦГА, хотя и находится центр в провинции — в городе Йошкар-Оле. В этом нет ничего удивительного, поскольку НИЦГА ведет серьезные фундаментальные и прикладные исследования, здесь открыта специальность 05131— «Управление в социально-экономических системах». Эту специальность, кстати, можно получить только в трех вузах страны. Рководителям центра удалось создать небольшой, но с большими творческими возможностями коллектив из специалистов самого высокого класса. Все они в буквальном смысле слова самородки, очень талантливые люди, притом довольно-таки молодого возраста, не старше 30 лет. Но среди них есть доктор наук, три кандидата, восемь аспирантов, которым в скором времени предстоит защита кандидатских диссертаций. Ндеюсь, что работать им в НИЦГА достаточно интересно: здесь созданы хорошие условия для плодотворной деятельности. Центр располагает прекрасной материально-технической базой, современными средствами связи, позволяющими осуществлять круглосуточную работу с партнерами, независимо от их территориального месторасположения и часовых поясов. Специалисты НИЦГА совершенствуют ими же созданные новые компьютерные технологии, у них есть возможности для творческой самореализации, научных публикаций, плоды их труда востребованы. — И что представляют собой эти «плоды», насколько они съедобны и удобоваримы? — Преподавателям и научным сотрудникам многих вузов России уже хорошо известно слово «Камертон» — это компьютерная технология обработки результатов тестирования. Вузы по этой программе проводят самообследование, и если результаты соответствуют требованиям, обращаются в Министерство образования с просьбами об аттестации или аккредитации. В НИЦГА можно приобрести не только программу самоаттестации, но и другие интереснейшие программы. Например, «Фонд» — это система стимулирования педагогического мастерства, научного поиска преподавателей вузов. Система «Ритм» — рейтинговая интенсивная технология модульного обучения — позволяет студентам более активно включаться в образовательный процесс. Система «Тесген» представляет собой современный способ генерации тестовых, измерительных материалов. Говоря обобщенно, сотрудники НИЦГА разработали целый программный комплекс, который включает в себя и печатные организационно-методические материалы, к которым приложены дискеты с программами. — А есть ли у нас в стране другие подобные центры? Ведь в Йошкар-Олу не наездишься, скажем, с Урала. — Нет, центр является единственным в России официальным членом Международной сети по оценке качества образования. Именно к ним стекается вся мировая информация о том, что в этой области делается. Разумеется, в основе такого мощного прорыва — фундаментальные корни российской системы образования, которая всегда гарантировала высокое качество обучения. А сейчас мы получили свободную возможность посмотреть, что делается в этой сфере на Западе и использовать этот опыт вместе с нашим собственным потенциалом. С гордостью и уверенностью можно сказать: институт экономики и права Аксенова в качестве предоставляемых образовательных услуг не отстает от других вузов, а по-прежнему опережает их.
Шаура РОМАНОВА.
|
назад |