свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
183-184 | ||||
Понедельник, 29 сентября 2003 года | ||||
ИГОРЬ ВОЙНОВ:«НАСЛАЖДАЙТЕСЬ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ!» Эо изречение знаменитого дореволюционного реформатора России, похоже, стало негласным девизом для студентов и преподавателей Миасского филиала ЮУрГУ. Во всяком случае, цитата органично вписалась в облик главной поточной аудитории нового факультета «Экономика, управление, право», впервые распахнувшего свои двери 29 августа 2003 года, аккурат ровно через полвека после того, как в Миассе был открыт вечерний филиал Челябинского политехнического института. Бывают же совпадения!.. Ивот теперь мы празднуем знатный (и знаковый!) юбилей. Ведь известный и уважаемый Миасский филиал Южно-Уральского государственного университета не только подарил городу почти семь с половиной тысяч эрудированных и подкованных специалистов, но и дал начало всему высшему образованию в Миассе. Это тот самый счастливый случай, когда количество лет переходит в качество. Нш разговор с человеком не менее известным и уважаемым — директором филиала, доктором технических наук, профессором, действительным членом Международной академии открытого образования Игорем ВОЙНОВЫМ. — Игорь Вячеславович, давайте сначала «пунктирно» пробежимся по биографии Миасского филиала, кратко вспомним наиболее значимые события. — Приказ об открытии вечернего факультета ЧПИ в г. Миассе холодным летом 1953-го подписал тогдашний директор института, бывший военный комендант Варшавы генерал-майор А. Я. Сычев. Интересно, что при этом он был первым в нашей области доктором экономических наук. В 1960 году оборонные предприятия машгородка выступили инициаторами создания электротехнического факультета. Кстати, первые 5 специальностей, по которым обучались студенты ММФ и ЭТФ, существуют до сих пор и по-прежнему востребованы. Начинали учебу в подвальных и полуподвальных помещениях. Только спустя десятилетие после основания машиностроители справили новоселье по ул. Калинина, где здание переоборудовали из трех автозаводских общежитий. А электротехнический факультет ждал переезда в свой лабораторно-учебный корпус аж до 1981 года. Еще одно важное событие в истории филиала произошло в 1991 году, когда была введена дневная форма обучения. Пять лет назад был открыт геологический и в этом году — факультет «Экономика, управление, право». За полвека состоялось 44 выпуска. Например, ММФ выпустил 3800 специалистов, ЭТФ — две с половиной тысячи, а сегодня у нас обучаются 3,5 тысячи студентов по 14-ти специальностям. Действуют 13 кафедр. Аттестацию, лицензирование и аккредитацию мы проходим достаточно успешно, и во многом благодаря тому, что имеем сегодня четыре здания общей площадью 22 тысячи квадратных метров. — Известно, что у российской высшей школы, особенно инженерной, технической, сегодня много проблем: и недостаточное финансирование, и стремительно устаревающее оборудование, и утечка «лучших умов»… Что в этих условиях вы делаете как руководитель? — Прежде всего скажу о коллективе. Сейчас у нас 150 штатных преподавателей, в том числе полтора десятка докторов и 65 кандидатов наук. Это достаточно высокий качественный состав по сравнению с первыми годами существования, когда не то что «остепененных» — штатных преподавателей искали днем с огнем, возили из Челябинска. И все же я считаю, что в последнее время сотрудники довольно вяло защищали кандидатские диссертации, а докторской не было ни одной. Здесь просто необходимо сделать прорыв, и мы включаем административные рычаги, «зеленый свет», помогаем всем, кто желает защищаться. Кстати, средняя зарплата наших сотрудников в прошлом учебном году составила 5300 рублей в месяц, у профессорско-преподавательского состава — 6800. Это намного выше, чем по городу, но учитывая, что в филиале трудится научная и преподавательская элита, нужно добиваться достойного уровня оплаты труда, в том числе за счет внебюджетных средств факультетов… — А как насчет студентов? Зачастую слышишь: мол, не та нынче молодежь пошла… — Не согласен. На мой взгляд, студенты XXI века не хуже, чем XX столетия, в вуз поступают самые умные парни и девчата. Два года назад у нас появилось еще одно подразделение — школа вузов, действующая в Миассе без малого четверть века. Насколько я знаю, это уникальная школа, в стране такой больше нет. Любопытно, что в этом году из 80-ти бюджетных мест по очной форме обучения на всех факультетах 73 заняли выпускники школы вузов. Найти «своего» абитуриента помогают и наши постоянные контакты со школами города. Коме того, у нас создан студенческий центр досуга и творчества, возглавляемый О. В. Антоновой. И сегодня творческая и культурная жизнь студентов университета бьет ключом, подтверждением тому являются победы миасских ребят в региональных и европейских «Одиссеях разума». Иеще один новый момент: с этого учебного года возрождено старое доброе кураторство студенческих групп преподавателями. На первом-третьем курсах появились «классные папы и мамы». — А вы не слышали анекдот про инженера? Встречаются два однокурсника спустя три года после окончания вуза. Экс-двоечник выходит из 600-го «мерса», а экс-отличник плетется — худой, в заношенном костюмчике. «Привет, как дела?» — «Да вот, бизнес у меня…» — говорит первый. «А я инженером работаю… Зарплата — одни слезы. Уже пару дней ничего не ел…» — «Ну это ты зря, брат, не ешь. Надо себя заставлять». — Современный студент — это человек, воплощающий в себе лучшие качества инженера: высший профессионализм, интеллигентность, любознательность, активность, трудолюбие и жизнелюбие. Между прочим, дипломы ЮУрГУ ценятся настолько, что их подделывают. По имеющимся сведениям, дипломы нашего вуза (кстати, занимающего почетное 10-е место в рейтинге 62-х классических университетов России) продаются в Европе и даже Бразилии. То есть выпускники ЮУрГУ воспринимаются в мире, хотя российские дипломы пока не получили международного признания. Ткими выпускниками, как наши, по-моему, вправе гордиться любой вуз. Достаточно сказать, что многие из них занимают высокие посты в администрации города, руководят ведущими предприятиями. Только на автозаводе работают более тысячи инженеров, закончивших наш вуз. Кстати сказать, ежегодно филиал выпускает по 300-350 специалистов, а принимает по 850-900 первокурсников. Вближайшее время мы планируем довести число студентов до 4-х тысяч, хотим, в частности, вновь открыть прием по специальности «Промышленное и гражданское строительство», чувствуя потребность города в высококвалифицированных строителях. — При таком наплыве студентов вы не опасаетесь девальвации дипломов ЮУрГУ? — Головной вуз готовит технические (а с недавних пор и гуманитарные) кадры вот уже 60 лет, наш филиал — полвека. И мы по праву считаем нашу альма матер настоящей кузницей прежде всего технической элиты. Действительно, сейчас порой чувствуется разница в уровне подготовки бюджетников и контрактников. Особенно это заметно на первых двух курсах, когда преподаются общеобразовательные дисциплины — фундаментальные знания, без которых никогда не вырастишь хорошего «узкого» специалиста. Поэтому ребятам, не хватавшим звезд с неба, учившимся в школе средне, на первых порах в вузе приходится довольно сложно. Но вот что интересно: к моменту защиты дипломных проектов они подтягиваются, и некоторые просто блестяще защищают свои работы. И тогда виден труд преподавателей, вложенный в этих студентов за годы учебы. Как тут не вспомнить мудрые слова Петра Аркадьевича Столыпина! Павда, некоторая девальвация прослеживается в количестве краснодипломников (как и золотых медалистов-школьников). В прошлом учебном году на «отлично» закончил филиал едва ли не каждый седьмой выпускник. По-моему, это явный перебор. Думается, есть над чем задуматься преподавателям и, если хотите, поднять планку и требовательность — к студентам и самим себе. — Игорь Вячеславович, позвольте вопрос «на засыпку». Как филиалу удается развиваться столь быстрыми темпами? Говорят, вам даже коллеги из Челябинска завидуют… — Вы имеете в виду корпус нового факультета, по сути, заново отстроенного на развалинах бывшего маркетингового центра УралАЗа, где в подвале квакали лягушки и водились полчища комаров, здание буквально плавало в фекальных стоках? И впрямь, в рекордно короткие сроки — за девять месяцев — удалось и спроектировать, и воплотить в жизнь все наши задумки. Наверное, звезды на небе сошлись… И это далеко не все. За последние три года нам удалось расширить свои площади на 13 тысяч квадратных метров. А еще спасибо за помощь обладминистрации, УралАЗу и, естественно, головному ЮУрГУ. Сошлюсь на классиков. В «Золотом теленке» Ильфа и Петрова есть такой перл: «Оригинальная конструкция, заря автомобилизма. Видите, Балаганов, что можно сделать из простой швейной машины Зингер? Небольшое приспособление — и получилась прелестная колхозная сноповязалка». — И все-таки, приоткройте финансовые завесы... — За последние несколько лет годовой бюджет филиала возрос шестикратно и составляет в этом году 75 миллионов рублей. Понемножку стали получать деньги из федеральных источников на текущий и капремонты, коммунальные расходы. Ктому же весьма приличные по вузовским меркам доходы, достигающие 10 миллионов рублей в год, приносят научно-исследовательская и конструкторская тематика. Мы имеем солидные заказы — в первую очередь от Минатома, ПО «Маяк», Министерства образования и головного ЮУрГУ. Отмечу самое главное — по этим договорам работают как маститые профессора, так и аспиранты, студенты. При этом работы в филиале не заканчиваются подготовкой умной бумаги-отчета. Как правило, свои разработки мы доводим до конечного результата — создаем какие-то приборы, роботы, доводим их до ума, то бишь до внедрения заказчиком в производство. Н и, конечно же, нам здорово помогают ведущие предприятия города — автозавод «Урал», ГРЦ, «Трек» и многие другие, для которых мы и готовим наших специалистов. — Остается только порадоваться свершениям филиала ЮУрГУ за 50 лет. И пожелать новых достижений… — Я иногда сам удивляюсь, как Миасс целых 180 лет обходился без высшего образования, которое, на мой взгляд, доставляет человеку райское наслаждение. Наверное, когда-нибудь в обозримом будущем Миасс превратится в Уральскую Сорбонну. Какие наши годы — всего-то стукнуло полвека! — Да будет так!
Беседу вел Андрей Кузнецов.
|
назад |