Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 178-179 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 20 сентября 2003 года

МОЯ МИЛИЦИЯ МЕНЯ БЕРЕЖЕТ...

   Судя по данным социологического опроса, более половины миасцев не согласны с этим изречением

   Многочисленные опросы, проводимые городской социологической службой, говорят о том, что вопросы личной безопасности, охраны правопорядка беспокоят людей в первую очередь. Вот почему было проведено специальное социологическое исследование «Общественное мнение об охране правопорядка и работе городской милиции». Это далеко не первый опрос по данной тематике, поэтому у социологов есть возможность сравнить, как изменилось мнение людей. В опросе приняли участие более 400 горожан, представляющих все основные группы населения. О его итогах мы беседуем с главным социологом городской администрации Л. А. КОРШУНОВОЙ.

   — Людмила Акиндиновна, как миасцы в целом оценивают состояние правопорядка в городе?

   — Сразу скажу, что по сравнению с данными опроса 1998 года, степень обеспокоенности горожан за свою жизнь и имущество снизилась, хотя и остается по-прежнему высокой. Так, 35 процентов опрошенных назвали ситуацию неблагополучной и опасной для жизни; примерно столько же считают, что преступлений много, но особого беспокойства за имущество и жизнь они не испытывают; каждый пятый уверен, что город находится в распоряжении преступников (причем, среди предпринимателей так считает каждый третий). И только 3 процента опрошенных миасцев оценивают ситуацию как вполне благополучную.

   — Это общая оценка. А насколько серьезно обеспокоены миасцы своей личной безопасностью?

   — Безусловно, нас интересовал эмоциональный аспект, поэтому мы спросили: «А вы лично боитесь, что вы или ваши близкие могут стать жертвой преступления?». Каждый четвертый признался, что очень боится; каждый пятый — боится, но без паники; каждый седьмой ответил, что есть только беспокойство, а боязни нет, и лишь 4 процента опрошенных безапелляционно заявили: не боюсь совсем. Как видим, прослеживается сильная тревога за свою жизнь и имущество, особенно среди жителей старой части города. Отмечу, что эти данные все же существенно лучше, чем полученные 5 лет назад. Это можно объяснить двумя причинами: реальным улучшением деятельности правоохранительных органов, а значит, снижением уровня преступности в городе, и психологической адаптацией к существующей обстановке, принятием мер самообороны.

   — А как отзываются горожане о работе милиции?

   — Этой теме мы посвятили целый блок вопросов. И в первую очередь поинтересовались: «Считаете ли вы, что отдел внутренних дел вашего района способен обеспечить общественный порядок и личную безопасность граждан от преступных посягательств?» 7 процентов опрошенных миасцев ответили утвердительно, при этом оказалось, что больше всего веры в нашу милицию — у жителей центральной части города. Однако удручающе много горожан (74 процента опрошенных) в эффективную работу милиции не верят. Особенно беззащитными чувствуют себя жители городских окраин: пос. Тургояк, Динамо, Строителей. Впрочем, результаты не удивительны: не случайно зарешеченные окна и железные двери в нашем городе, да и в стране, стали привычным явлением — люди ни на кого не надеются и пытаются защитить себя от преступников самостоятельно.

   Хчу обратить внимание читателей на то, что мы имеем дело не с реальными фактами, а с мнениями людей. А они, как известно, опираются на ощущения, представления. И хотя лишь 35-40 процентов участников опроса непосредственно сталкивались с сотрудниками правоохранительных органов, свое мнение о работе милиции остальные, конечно же, имеют (из рассказов соседей, друзей, СМИ, кинофильмов). Поэтому на вопрос: «Пользуется ли милиция авторитетом и уважением у населения Миасса?» утвердительно ответили лишь 2 процента респондентов, в то время как 48 процентов считают, что авторитет в народе у милиции низкий. Правда, каждый четвертый считает, что отдельные сотрудники милиции пользуются авторитетом горожан. Еще 14 процентов убеждены, что милиционеров уважает только тот, кто не имел с ними дел.

   — Но почему люди дают такую низкую оценку нашим правозащитникам?

   — Более всего, по мнению горожан, авторитет милиции подрывает низкая культура общения сотрудников с гражданами (40%). Получается, что именно общая культура милиционеров — важнейший фактор формирования мнения об этой службе, порой независимый от реальных результатов ее работы. Важно не то, насколько тебе помогли, а то, как с тобой общались. Люди, в первую очередь, ожидают уважения, корректного отношения, защиты своей чести и достоинства, но, к сожалению, зачастую этого не получают (особенно часто на эти недостатки указывали жители машгородка — двое из каждых трех).

   Вобще прететензии населения в адрес милиции многочисленны: низкий профессионализм, некомпетентность, поборы и взяточничество, коррумпированность, использование служебного положения в личных целях, необоснованное применение насильственных действий и задержание и т. д. И я бы хотела обратить внимание на то, что треть опрошенных уверена в связи милиции с преступным миром. Конечно же, не стоит забывать, что это только мнения, а не конкретные факты. Тем не менее, есть, по-видимому, нечто, побуждающее людей думать о правоохранительных органах именно так.

   — Наверное, люди в своих суждениях основываются на личном опыте...

   — Безусловно, поэтому мы спросили: «Обращались ли вы за помощью в милицию?». И оказалось, что подавляющее число потерпевших не удовлетворено результатами работы милиции. Только 8 процентов из числа обращавшихся ответили, что они надеялись на помощь и получили ее в полной мере, тогда как свыше 80 процентов опрошенных либо не получили ожидаемых результатов, либо помощь им была оказана лишь отчасти, либо их обращение в милицию вообще было проигнорировано.

   — При таком недоверии обратятся ли в милицию в случае необходимости остальные миасцы?

   — Один из вопросов анкеты мы адресовали тем, кто не имел опыта общения с милиционерами: «Обратитесь ли вы в случае необходимости за помощью в УВД?» Увы, только каждый третий ответил утвердительно, но половина опрошенных заведомо не верит, что им помогут. Немало и тех, кто не хочет огласки, боится, что заявление в милицию может привести к еще большим неприятностям, или не хочет быть втянутым в следствие или судебный процесс.

   — И где же, по мнению горожан, выход?

   — Каждый второй считает, что улучшению работы миасской милиции будет способствовать повышение профессионализма и активности сотрудников; каждый третий — улучшение технической оснащенности милиции; каждый четвертый — увеличение зарплаты милиционерам и усиление ответственности за правонарушения, ужесточение законов; каждый пятый уверен, что правопорядок можно укрепить с помощью общественного контроля за деятельностью милиции, расширения гласности в ее работе, а также увеличения числа сотрудников.

   — То есть люди понимают трудности, которые испытывает милиция?

   — Несомненно. Наши респонденты, отвечая на вопросы анкеты, вносили много предложений: улучшить материальную обеспеченность, техническую оснащенность, укрепить ряды милиции профессионалами (осталось самое трудное — найти на все это деньги). Надо сказать, что, по сравнению с данными опроса 1998 года, сейчас почти в два раза больше опрошенных высказались за повышение заработной платы милиционерам и увеличение штатов. Любопытно, что в два раза меньше стало тех, кто выступает за широкое привлечение населения к охране правопорядка и предоставление милиции больших прав. Само ранжирование этих мер говорит об уровне обеспокоенности населения теми или иными сторонами деятельности УВД.

   — Людмила Акиндиновна, какие выводы вы сделали по результатам опроса?

   — К сожалению, неутешительные. Очевидно, что миасцы не удовлетворены работой городской милиции. И это объяснимо: в условиях социальной напряженности отношение к институтам власти всегда критическое, и оно автоматически переносится на правоохранительные органы как на ее структурное звено. Наши данные свидетельствуют о наличии в УВД города серьезных проблем как в организации деятельности его структур, так и работе с кадровым составом и взаимодействии с населением. И еще один важный момент. Наши выводы просто шокируют: сегодня горожане одинаково сильно боятся стать жертвами преступлений и жертвами произвола работников правоохранительных органов. Поэтому очевидно, что нужна повседневная кропотливая работа с личным составом.

   Умиасцев сохраняется иллюзия, что работа милиции — единственный рычаг, с помощью которого можно управлять уровнем преступности в стране и в городе. По их мнению, милиция — и главный виновник, и главный ответчик за то, что происходит. Но давайте будем откровенны: пропаганда насилия в СМИ, распространение пьянства и наркомании, бедность населения, плохая воспитательная работа с детьми, недостаточно продуманные законы — все это не менее весомые причины роста преступности. Кроме того, не надо забывать, что борьба с преступностью — главная забота и для судов, адвокатуры, прокуратуры, от качества их взаимодействия целиком зависит результативность работы, а мы весь негатив «сливаем» на милицию.

   Ощественное мнение получено, и результаты нашего опроса должны стать предметом серьезного обсуждения в руководстве УВД города, поскольку не считаться с общественным мнением нельзя — оно влияет на деятельность правоохранительных органов (мы не идем в свидетели, зачастую покрываем или оправдываем правонарушителей, другими словами, не готовы к сотрудничеству с милицией).

   А теперь, уважаемые читатели, представим, что на пару дней все сотрудники милиции исчезли из города. Как вы думаете, во что превратится наша жизнь?..

   


Беседовала Людмила ЗАНЬКО.

   



назад


Яндекс.Метрика