![]() | ||||
![]() |
свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|||
![]() |
165 | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Вторник, 2 сентября 2003 года | |||
![]() |
«КОГДА ПОЯВИТСЯ СОБСТВЕННИК,ВОРОВСТВА СТАНЕТ МЕНЬШЕ» — Владимир Алексеевич, вы являетесь президентом крупной финансово-строительной корпорации «Нефтегазстрой-Восток». Организаций, подобной Вашей, когда-то в СССР было порядка сотни. Сегодня «Нефтегазстрой-Восток» — крупнейший и, кажется, единственный строитель нефте- и газопроводов в России. Расскажите о возглавляемом вами предприятии. — В состав компании «Нефтегазстрой-Восток» входят пять подрядных организаций, специализирующихся на строительстве именно магистральных трубопроводов, два банка и Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ) — ведущий производитель труб в России. Такой состав группы сложился не сразу, однако на данный момент именно он позволяет решать широкий спектр задач. Поясню: банки обеспечивают финансовое обслуживание нужд компании, ЧТПЗ — выпускает трубы великолепного качества, отвечающие самым строгим требованиям. Подрядные организация предоставляют производственные мощности и людские ресурсы, адекватные для удовлетворения запросов клиентов. Тким образом, за нами стоит реальное производство, реальные финансы, отличные люди. Сама же группа, с уверенностью можно сказать, является уникальным явлением на российском рынке, поскольку за нами стоят предприятия, которыми мы продолжаем руководить. — Вы упомянули своих сотрудников. Многие компании сегодня стараются избавиться от социальных подразделений в своем составе для того, чтобы платить работникам более высокую заработную плату. Некоторые предприятия, наоборот, стараются всеми силами поддержать свою социальную сферу. Какой путь вы определили для своей группы? — Мы избрали принципиально другой путь. Мы ни в коем случае не можем экономить на людях. Наш персонал — наша главная ценность. Для подтверждения этого факта приведу простой, но яркий пример. Мы ведем работу и в районах Крайнего Севера, где морозы зашкаливают за 60 градусов ниже нуля. Вы представляете, в каких условиях приходится работать людям! Так вот, однажды от мороза даже на трубоукладчике лопнула рама. Металл не выдерживает, а люди продолжают работать. Как же нам их не ценить! Пэтому, помимо высокой и стабильно индексируемой заработной платы, у каждой компании, входящей в группу, есть свой социальный пакет. Что касается предприятия «Уралнефтегазстрой», то одними из немногих в России мы сохранили бесплатное медицинское обслуживание, дома отдыха для работников и оздоровительные лагеря для детей сотрудников. Наверное, мы единственные, кто осуществляет строительство жилых домов для работников предприятия. В прошлом году на долевом участии построен и введен в эксплуатацию 110-квартирный дом, в котором 60 квартир принадлежит «Уралнефтегазстрою». Пмимо того, что делается для действующего персонала, мы не забываем и о тех, чьими руками наше предприятие создавалось — о ветеранах. Это выражается в ежемесячных доплатах к пенсиям в размере 500 рублей, денежных поощрениях и продуктовых наборах по праздникам, различных мероприятиях. Каждого из ветеранов мы обязательно поздравляем с профессиональными праздниками. Стараемся поддерживать как можем. Естественно, оказываем помощь в лечении, санаторно-курортном обслуживании, приобретении лекарств. Мы не забываем наших ветеранов, понимая, что это они создавали «Нефтегазстрой» и все 54 года его истории. М прекрасно осознаем, что инвестиции в человеческий капитал никогда не пропадут. Эти программы работают на стабильное будущее компании. — Расскажите, пожалуйста, о проектах, которые ведет ваша компания. — Если говорить о проектах, то могу сказать, что мы строим газопровод Минайхал — Удачный в Якутии. Газопровод будет длиной 20 км и диаметром 500 мм. Стоимость проекта порядка 800 миллионов рублей. Заказчиком является компания «Алмазы России». Это уникальный проект. В таких климатических условиях еще никто не проводил подобных работ — среднегодовой перепад температур 100 градусов: от — 60 зимой до +40 летом! М тесно сотрудничаем с РАО Газпром. В частности с предприятиями «Уралтрансгаз», «Пермьтрансгаз». Для компании «Транснефтепродукт» мы строим трубопровод Сухкамкулово-Андреевка-Альметьевск протяженностью 240 км. Далее этот проект будет развиваться — планируется строить экспортные направления для светлых нефтепродуктов. Седует отметить, что с приходом на пост президента компании «Транснефтепродукт» Сергея Владимировича Маслова, предприятие стало динамично развиваться. В компанию вкладываются инвестиции, строятся трубопроводы. — Владимир Алексеевич, каково ваше мнение о текущем состоянии трубопроводной системы страны? — Основная масса трубопроводов в стране построена более чем 30 лет назад. Есть и такие, которые были построены, например, в 1953 году. С тех пор мало кто занимался приведением всего этого хозяйства в порядок. Необходимо отметить, что по нормативам срок службы нефтегазопроводов в среднем составляет 35 лет. Получается, степень износа трубопроводной системы не менее 70%. Ее 10 лет такой эксплуатации без ремонта — и нас ждут технологические катастрофы, связанные со старением трубопроводов, металла. Думаю, никому не надо объяснять, что может произойти при прорыве газовой или нефтяной трубы. Поэтому сегодня необходима комплексная программа по реконструкции системы трубопроводов. Причем, разработанная в целом по всей Российской Федерации при непосредственном участии государства. Тким образом, необходимо проводить соответствующий ремонт, что делается сейчас крайне редко. Следует также выработать государственную стратегию развития трубопроводной сети, которая является стратегически важной для страны. Это уже вопрос национальной безопасности. — Прокомментируйте, пожалуйста, проблему экспорта нефтепродуктов. — Говоря об экспорте, хочу отметить принципиальную позицию: главная задача России в сфере ТЭК — развитие собственной переработки. Нам пора прекращать сидеть на нефтяной игле. Хватит быть сырьевым придатком Запада и экспортировать сырую нефть. Разве мы не можем сами производить, например, качественные моторные масла? А продавать за рубеж нефть разве эффективнее, чем высокооктановый бензин? Необходимо добывать и перерабатывать сырье внутри страны, а экспортировать готовую продукцию. Сгодня количество добываемой нефти превышает перерабатывающие мощности страны. Необходимо инвестировать в строительство нефтеперерабатывающих предприятий, потому как кроме роста прибавочной стоимости продукта и прибыли, государство получит новые рабочие места, дополнительные налоговые платежи в бюджет и рост ВВП, о чем говорил наш президент. — Если говорить о развитии перерабатывающей промышленности, существует проблема финансирования проектов. В таком случае защитить инвестора может частная собственность на трубу. Как вы думаете, это реальность? Или допустимо лишь частичное участие под полным контролем государства, а участие частных лиц — табу? — На этот вопрос могу дать однозначный ответ. Труба должна принадлежать только государству. Это, повторюсь, вопрос национальной безопасности России. Магистральные трубопроводы — кровеносные артерии страны, и отдавать их в чьи-то руки по меньшей мере бездумно, а по большей — просто опасно. Что сделает частник в случае энергетического кризиса в каком-либо регионе? Правильно — поднимет тарифы на транспортировку энергоносителей. Соответственно, поставит под удар жителей для получения собственной выгоды. С другой стороны, я против чиновничьего вмешательства в ТЭК. Онако, участие частных компаний в строительстве новых мощностей вполне допустимо. Более того, участие инвестиций должно поощряться властями. Но повторяю: труба должна оставаться только в распоряжении государства, а частные компании могут в этом деле поучаствовать в качестве инвесторов. — Что вы думаете о деятельности российских компаний в Ираке? — Я глубоко сомневаюсь, что США будут делиться с Россией проектами в Ираке, а уж тем более иракской нефтью. Они воевали — они будут зарабатывать деньги. Если американцы будут также распределять заказы по своим конторкам, как это они уже начали делать, то всем остальным будет сложно найти свое место под иракским солнцем. Сдя по тому, как протекал этот конфликт, по наплевательскому отношению администрации Буша к решению Совета безопасности ООН, правила игры американцев на мировом нефтяном рынке будут далеки от цивилизованных. Чо ждет нас в этом случае, предугадать нетрудно. Стоит только отметить, что себестоимость добычи барреля нефти в Ираке стоит 2 доллара, а в России — 8 долларов! — Споры вокруг развития транспортной инфраструктуры были одной из главных тем обсуждения в отечественном ТЭКе в минувшем полугодии. Конкурировать с ней могла лишь дискуссия вокруг слияний-поглощений в российском ТЭКе. Ваше мнение о сделке «ЮКОС-Сибнефть»? И с чем связана атака на «ЮКОС»: с политикой или внутриотраслевым конфликтом? — На мой взгляд, основная причина дела «ЮКОСа» — слияние этой компании с «Сибнефтью», в результате которой их общая капитализация превысит 30 млрд. долларов. Это будет четвертая по величине нефтяная компания в мире. Два гигантских капитала, сливаясь, образуют мощнейшую компанию России, способную диктовать свои условия как рынку, так и властям. Естественно, это может кому-то не понравиться. Сбственно, нефтяная составляющая этого конфликта крайне мала. Это лишь спор между «Роснефтью» и «ЮКОСом» за 19 процентов акций «Енисейнефтегаза». Вдумайтесь: обычный корпоративный конфликт, которых ежегодно происходит сотни, если не тысячи — это ли причина? Сотни публикаций в СМИ, «маски-шоу» в офисе компании, падение рыночных индексов и т.д. не стоят пакета акций не самой рейтинговой компании. Как-то не сходятся чисто «отраслевая» причина с масштабными последствиями. В глубине скрыты более крупные камни — политические амбиции Михаила Ходорковского. — В таком случае, кто может быть арбитром подобных конфликтов? Почему власть и большой бизнес не могут решать вопросы цивилизованно? — Прежде всего, причина многих сегодняшних конфликтов — в отсутствии настоящих лоббистских организаций, а также эффективно действующего закона о лоббизме. Идут какие-то «разборки в песочнице». Согласитесь, это ненормальная ситуация, когда все российские СМИ заняты решением вопроса, хотел ли Ходорковский идти в президенты? Почему поссорились Богданчиков и Ходорковский? Скупал ли Ходорковский депутатов? Похоже на то, как желтая пресса обсуждает конфликты поп-звезд. Ее пример: сначала Явлинский разрабатывает закон о разделе продукции, а затем он же, его фракция, извините, «мочат» законопроект по заказу «ЮКОСа», так как Ходорковский владеет контрольным пакетом «Яблока». И об этом никто не стесняется говорить. Разве такая ситуация идет на пользу государству и обществу? Понятие «лоббист», как и «олигарх» — не ругательство. Нормальная мировая практика. Весто склочничества надо работать. Понимаете, создается впечатление, что ситуация вокруг «ЮКОСа» практически никому не выгодна. Правительство и премьер постоянно говорят о скором разрешении конфликта, «Роснефть» скоропалительно открещивается от связи дела «Енисейнефтегаза» с кампанией против «ЮКОСа», а российская экономика в это время несет только потери, контракты срываются, бизнесмены паникуют, инвесторы уходят. А нужно все это тем, кто преследует какие-то свои узкие интересы. Это ненормально. Должна быть система, которая сама бы все исправила. Вы заметили, от кого практически все ждут разрешения конфликта? От Владимира Путина. Дескать, президент должен сам вмешаться и все решить. Он не должен он этого делать! Это не его функция. — Но есть же лоббирующие организации, такие как Торгово-промышленная палата, Российский союз промышленников и предпринимателей, другие. Были их инициативы по решению конфликта, письмо президенту с предложением «общественного договора», своеобразного пакта о взаимной ответственности бизнеса и власти. — РСПП, ТПП, другие организации изначально по сути своей были созданы для защиты бизнеса. И они делают, что могут. Но для эффективного разрешения всех проблем этих усилий недостаточно, поскольку нет соответствующей правовой базы. Госдума должна разработать закон, организующий новую систему взаимоотношений. Одна из главнейших задач российской законодательной власти — формализация лоббизма, цивилизация отношений между властью и бизнесом. Сегодня представление интересов бизнес-структур во всех институтах государственной власти проходит втемную, с соответствующими финансовыми потоками. По этой причине и далее будут продолжать возникать некрасивые истории, связанные с различными проектами. Ядумаю, западным инвесторам не сильно нравится ситуация, когда «ЮКОС» активно борется против соглашения о разделе продукции, затем этот самый «ЮКОС» начинают травить. Причем в этой травле участвует «Роснефть», а далее «Роснефть» предъявляет претензии ТНК-ВР (прим. — имеется в виду протест «Роснефти» против передачи доли ВР в проекте Сахалин-5 ТНК-ВР) и ставит под угрозу слияние этих компаний, а попутно и крупнейшее привлечение иностранного капитала в российскую экономику. — В чем же заключается потенциал нашей страны, в какие сферы нам нужно вкладывать? — Могу с уверенностью сказать, что нам нужно развивать перерабатывающую промышленность во многих областях, точное машиностроение. Это не только перспективные сферы деятельности, это еще и те сферы, где мы сохранили достаточный потенциал. Коме того, нам необходимо вкладывать деньги в интеллектуальную собственность. Для этого нам нужна реформа системы образования, чтобы повысить качество обучения детей и молодежи. Мталлургия наша вполне работоспособна и может успешно конкурировать на мировых рынках. Самолетостроение немного ослабло, но военная часть этого профиля по-прежнему в мировой табели о рангах стоит на первом месте. Пиоритетно также развитие высоких технологий. Прежде всего это обусловлено нашей врожденной способностью находить нестандартные изящные решения тех задач, над которыми чуть ли не весь мир бьется не один год. XXI-й век уже объявили веком высоких технологий. Теперь нам нужно суметь применить и приумножить то, что мы уже имеем. — Выделите главные направления действий по развитию российского ТЭКа на ближайшие несколько лет. — В целом ТЭК — не только трубопроводный транспорт. Вот что касается трубопроводного транспорта, еще раз скажу, что эта собственность должна быть государственной. Также нужна государственная программа по реконструкции и развитию трубопроводной системы. Все должно быть если не при участии, то при контроле со стороны государства. Ткже государство должно рассмотреть вопрос максимальной переработки сырой нефти внутри страны и экспорта готовой продукции, соответствующей мировым стандартам. Нобходима реформа энергетики. Я считаю, что после этой реформы тарифы на электроэнергию снизятся. Потому как потери при транспортировке электричества составляют порядка 50-60%. Причем потери, связанные с технологией, ничтожно малы. Основные потери происходят по вине воровства. Когда появится собственник, воровства станет меньше. — В заключение поделитесь соображениями, какова должна быть роль государства и допустимая степень его вмешательства в бизнес? — Государство должно поддерживать перспективные инициативы бизнеса, помогать отечественному производителю, но защищать неэффективные предприятия нельзя! Иначе мы сами себе могилу выроем. Взять, к примеру, ВАЗ. Ну, защищали — таможенные пошлины вводили. И что? Качество автомобилей не улучшилось, а возможность приобретения населением такого товара длительного пользования, как автомобиль, снизилась. Автозавод же по–прежнему выпускает морально устаревшую продукцию, а государство в целом проиграло. Гсударство, безусловно, должно иметь достаточную степень влияния, но лишь в стратегических предприятиях и национальных областях. Таких как природные ресурсы. То, что нам Богом дано, должно принадлежать всему народу. Полезные ископаемые пусть принадлежат государству, а вот добыча и переработка их пусть являются областью деятельности частных компаний. Тут стоит отметить, что деприватизация — недопустима! Тлько в этом случае мы получим справедливое соотношение разделение сфер деятельности и ответственности между бизнесом и государством, которое всему обществу пойдет только на пользу.
Беседовал Вадим ПАВЛОВ.
|
назад |