Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 160 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Вторник, 26 августа 2003 года

ИСПОВЕДЬ БЫВШЕГО УЧИТЕЛЯ

   Вт диплом Государственного педагогического института. С «четверками» и «пятерками». Мой. О котором мечтала с десятилетнего возраста. Даже не верится, что с таким упоением, так легко можно было учиться все пять лет в институте, каждые летние каникулы проводить пионерской вожатой в загородных детских лагерях, так упорно идти к цели…

   Кгда родители узнали, что я стала студенткой пединститута, то спросили:

   — А что бы ты делала, если бы не поступила?

   — ???!!

   Дже мысли такой не возникало: в свои 17 лет я уже не представляла себя вне школы, вне общения с детьми, и опыт уже кое-какой имелся. Вижу цель, верю в себя…

   Рзве могла я подумать, что этот диплом станет мне больше не нужен?! Уже почти год, как не нужен; теперь я веду уроки лишь во сне, а с учениками встречаюсь только на улице, мимоходом. А ведь двенадцать с лишним лет на одном дыхании были отданы школе, детям.

   ВДень учителя принято говорить только хорошее, дарить цветы, благодарить за доблестный нелегкий труд… Улыбки на лицах учителей, счастье... А кто заглядывал в души этих людей? Их верные и преданные мужья (другие в семье учителя просто не вытерпят), их любящие родители, собственные дети или врач-невропатолог?

   Ксожалению, все мы рано или поздно выходим из того возраста, когда профессию выбирают по велению сердца. Семья, материнство обязывают все чаще прислушиваться к зову кошелька. В наше сложное время это неизбежно. Кто задумывался, сколько зарабатывает учитель за свои 18 часов в неделю (ставка, предусмотренная законом)? Когда я назвала эту цифру папе своего ученика, слесарю щебеночного завода, после небольшой паузы он недоверчиво ответил: «Таких зарплат у нас в стране больше нет. Ведь живете же вы как-то и выглядите очень неплохо. Вы гораздо больше зарабатываете, зарплаты бюджетникам повышают регулярно». Конечно же, больше, милый папа, потому что всю жизнь работаю на две ставки, и когда вы после работы отдыхаете, я проверяю тетради ваших детей, готовлю для них уроки, непременно интересные и содержательные, а муж мой варит суп, а сын твердо знает с рождения: шуметь нельзя — мама работает. А когда вы спите, я половину ночи листаю кучу книг, чтобы завтра на уроке литературы поразить вашего ребенка такими сведениями, которые он не найдет ни в одном учебнике. Ведь это действительно счастье, когда 10—11-классники, которых не устает критиковать на улицах наше старшее поколение, сидят 40 минут, затаив дыхание, и очень недовольны, что урок закончился так быстро.

   Нверное, я достигла цели, если моя ученица тайком, после уроков, смущенно сует несколько густо исписанных листков: «Почитайте, пожалуйста, это я придумала, собирая в саду малину». Она мне доверила свой первый рассказ. А тот, кто никогда ничего сам так и не сочинит, уже не говорит, что Пушкин, Чехов, Высоцкий безнадежно устарели, а честно признается, что еще не дорос до них.

   Эо действительно нелегкий труд. Каждому родителю хочется, чтобы ребенок шел в школу с удовольствием, возвращался с улыбкой, уроки делал без принуждения, получал только хорошие оценки. Учитель — не урокодатель, это педагог, психолог, просто друг. От того, насколько комфортно чувствуют себя дети у меня на уроках, насколько они меня уважают, любят, зависит их успеваемость. Одна мама, посидев на уроке просто так, чтобы потом суметь помочь ребенку в подготовке уроков (побольше бы таких мам), посочувствовала мне: «У меня их двое, и то частенько они сводят меня с ума, как же вы справляетесь с целым классом?» Так почему же столько родителей часто недовольны, что учитель был сегодня хмур, слишком строг с их сыном, даже груб? Не груб, он просто очень устал.

   Кк-то я подсчитала время, затраченное в сутки на то, чтобы выполнить все, что велит совесть и чего ждут от меня ученики и их родители. Получилось около 13 часов. Каждый день. Иначе не стоит трудиться — будет халтура. А ведь у меня самой двое детей. Если бы я могла работать всего на одну ставку и жить при этом достойно…

   Нзаметно подкрались головные боли, бессонница, беспричинная раздражительность. Все, хватит, стоп. После очередного вызова «Скорой помощи» врач настаивал на смене работы. Оказывается, учителя едва ли не самые частые клиенты невропатологов, психиатрических клиник. Так вот чем приходится расплачиваться за любовь учеников и их горящие глаза.

   Уивленные коллеги так и не смогли понять, почему я ухожу, ведь все так хорошо складывалось.

   — А у вас в семье все в порядке, а со здоровьем? — спрашиваю я.

   — Моя дочь почему-то больше общается со свекровью, ей, видите ли, мои нравоучения надоели, — признается одна.

   — А я страдаю от повышенного давления, вечно на таблетках.

   — А у меня с мужем нелады, он меня никак понять не может.

   — А от меня муж ушел…

   — А у меня его и не было никогда…

   Бедные, милые, героические учителя! Я всегда буду вас защищать везде, где бы ни работала. Как часто вас ругают за глаза, недовольны качеством вашей работы. Как не хотят понять, что проблем в вашей жизни гораздо больше, чем у любого, даже самого хорошего родителя вашего отличника. Душой я всегда с вами, коллеги, и перед именем учителя преклоняю колени осмысленно.

   


И. НИКИТЕНКО.



назад


Яндекс.Метрика