Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 160 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Вторник, 26 августа 2003 года

ВАЛЕРИЙ КАРПУНИН: «ГОРОДСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НУЖДАЕТСЯ В МОДЕРНИЗАЦИИ»

   28 августа педагоги города соберутся на традиционную августовскую конференцию учителей. Накануне этого большого педсовета мы беседуем с начальником управления образования В. И. КАРПУНИНЫМ.

   — Валерий Иванович, какие стратегически важные задачи стоят сейчас перед системой городского образования?

   — Как известно, нами разработана программа развития образования в г. Миассе на 2003-2005 годы. Утверждена она была буквально несколько дней назад на последней сессии городского Совета депутатов, но работать по ней мы уже начали. Главная задача программы — модернизация системы образования в городе, которая включает два основных направления: переход на новый механизм хозяйственной деятельности образовательных учреждений и включение ее в эксперимент по введению новых технологий обучения и воспитания детей.

   — Что подразумевается под новыми технологиями?

   — Прежде всего, повышение уровня обучения информационным технологиям. Школы нашего города на 61 процент обеспечены компьютерной техникой, и, поверьте, это совсем неплохо. Но мы до сих пор не используем имеющиеся технические возможности на 100 процентов — этому и необходимо обучить каждого. Первые шаги к прогрессу мы уже предпринимаем. Мы включились в федеральный эксперимент по созданию муниципального методического центра — это эволюция в методической работе. А благодаря контакту с Миасским филиалом Челябинского педагогического университета, в котором есть научные кафедры, мы сможем обучить наших педагогов на месте. Также вводится новый вид документооборота: от бумажного варианта — к электронному виду. Создается локальная информационная сеть, единый ресурсный центр со всей информацией, требуемой для принятия решений. Чтобы любой специалист мог зайти на сайт образовательного учреждения и узнать, к примеру, какую оценку получил учащийся Иванов по такому-то предмету, или ознакомиться с рейтингом школ.

   — Кстати, как формируется рейтинг?

   — Думаю, результаты единого государственного экзамена — самый объективный показатель нашей работы.

   — А как качество знаний наших выпускников-2003 смотрится на фоне областных показателей?

   — Средние баллы по городу почти по всем сдаваемым в форме ЕГЭ предметам превышают средние областные показатели (исключение составили лишь биология и история России, и это для нас — информация к размышлению).

   — Валерий Иванович, с чем связано решение о постепенном, но обязательном переходе школ и детских садов на самостоятельный баланс?

   — По этому поводу есть специальное постановление главы города В. С. Григориади, который стремится всех, в том числе и бюджетников, научить на 100 процентов эффективно расходовать бюджетные средства и самостоятельно зарабатывать деньги. Рекомендуя всем образовательным учреждениям перейти на самостоятельный баланс, прежде всего, мы хотим научить их экономить, рачительно относиться к бюджетным средствам. И практика показывает, что эффект есть.

   — Но, по-моему, сами руководители образовательных учреждений без энтузиазма относятся к этому новшеству.

   — Это объяснимо. На кардинальные перемены всегда нелегко решиться, а здесь еще возрастают и ответственность руководителя, и его полномочия. Однако, насколько мне известно, первопроходцы в этом вопросе — школы № 10, 18 и 19, перешедшие на хозяйственную самостоятельность еще 10 лет назад, — ни за что не хотели бы вернуться к старому методу. Значит, есть смысл!

   — И какими темпами осуществляется переход?

   — С 1 июля к трем названным школам подключились еще четыре: №№ 4, 16, 26, 20. В общем-то, можно сказать, что первый шаг сделало большинство школ, открыв лицевые счета и став юридическими лицами. Для того, чтобы осуществить переход по всем правилам, необходимо соблюдение нескольких условий: наличие бухгалтера, кассира, компьютера и решеток на окнах. Это под силу далеко не всем, поэтому пока сохраняется кустовая система бухгалтерии.

   — Означает ли такая самостоятельность то, что теперь школам и садикам придется самим решать все хозяйственные вопросы, в том числе по ремонту и обновлению оборудования?

   — Нет, конечно. Происходит лишь реорганизация системы бухгалтерского учета, а финансирование из городского и областного бюджетов остается прежним.

   — На ваш взгляд, в чем очевидные преимущества внедряемой системы?

   — Во-первых, в реорганизации системы бухгалтерского учета. За каждой школой или детским садом закреплен бухгалтер, в то время как раньше подсчет средств вели разные специалисты и единую финансовую картину можно было увидеть лишь при составлении общих полугодовых или даже годовых отчетов. Теперь же директор школы в любой момент может узнать, к примеру, размер задолженности или фонд заработной платы. Это позволяет ему проявлять самостоятельность, оперативно принимать решения.

   Коме того, с переходом на самостоятельный баланс появляется возможность оказывать платные образовательные услуги, а также зарабатывать деньги другими способами (разумеется, в рамках существующего законодательства).

   — А отразится ли привлечение дополнительных средств на зарплате учителей?

   — Отвечая на этот вопрос, я бы хотел отметить, что мы стремимся пересмотреть подход к работе учителя. Он получает зарплату за качественно проведенный урок, поэтому все дополнительные занятия после уроков должны оплачиваться. Ведь никто не хочет работать бесплатно, почему же учитель должен «тянуть» двоечников за просто так? Размер услуг репетитора будет официально установлен, и все деньги пойдут через кассу. Это и станет дополнением к зарплате учителя.

   — Вы говорили об увеличении ответственности руководителей, а насколько они к этому готовы?

   — Это очень важный аспект. Теперь директор школы или заведующая детским садом должны быть не просто руководителями, а менеджерами. Должны уметь проявлять самостоятельность, способность принимать решения и, конечно, творческий подход к делу.

   Впродолжение основной темы интервью с начальником управления образования В. И. Карпуниным мы провели экспресс-опрос директоров школ, в числе первых перешедших на самостоятельную хозяйственную деятельность. Мы спросили: как им живется в новых условиях, и хотели бы они вернуться к прежней системе?

   Дректор гимназии № 19 Н. А. ЩАПИНА:

   — На самостоятельный баланс мы перешли в 1994 году, и могу сказать, что эта система удобна тем, что у нас своя бухгалтерия, благодаря чему все финансовые вопросы держим на контроле. Конечно, есть свои сложности: работа с Пенсионным фондом и налоговой инспекцией, постоянное изменение финансовой информации. Но преимуществ гораздо больше, поэтому возвращаться назад однозначно не хотим. И для меня, как руководителя, это лучший вариант.

   М оказываем платные образовательные услуги (английский язык для начальных классов, компьютерные курсы, курсы переподготовки учителей через Интернет, репетиторство), сдаем в аренду подвальные помещения и, таким образом, привлекаем дополнительные средства. А они очень нужны: в этом году на ремонт из городского бюджета было выделено лишь 15 тысяч рублей, и без дополнительных средств, в том числе и помощи родителей и спонсоров, нам не обойтись. В этом году планируем обновить учебные доски и кое-что в кабинетах.

   Дректор школы № 10 И. А. РУДАКОВ:

   — У нас за плечами ровно 10 лет хозяйственной самостоятельности, и я считаю, что дело это нужное, так как оно воспитывает чувство хозяина и заставляет более рачительно использовать средства.

   Благодаря хозяйственной самостоятельности мы — одна из немногих школ, которая не собирает денег с родителей. Во-первых, то, что в наших силах, делаем сами: мальчики в мастерских изготавливают скамейки, стулья, решетки. Во-вторых, заключаем договоры с вузами, в рамках которых они нам оказывают практическую помощь. В течение трех лет постепенно приобретаем парты, учебные доски, кухонное оборудование. Если бы сейчас предложили вернуться к старой системе, я бы уволился!

   


Беседовала Людмила ЗАНЬКО.

   

   



назад


Яндекс.Метрика