Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 158-159 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 23 августа 2003 года

НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ

   Мифология алюминиевой империи

   Всовременных российских сказках уже давно обосновался еще один персонаж — олигархи. О Ходорковском, Дерипаске и других не писал разве что ленивый журналист. Из газеты в газету кочуют слухи о миллиардных состояниях и транснациональных корпорациях, о криминальных связях и военной дисциплине на предприятиях. Перебирая всевозможные публикации, невольно вспоминаешь некрасовского мужичка, выбиравшего на рынке картинки, — чем страшнее намалевано, тем лучше.

   Чвства самые противоречивые. С одной стороны, многие предприятия нашего региона остро нуждаются в инвестициях и ищут эффективного собственника. С другой стороны, слишком многое пугает в современных мифах.

   УалАЗ и его 100-процентное дочернее предприятие автомобильный завод «Урал» — не исключение. В марте 2001 года, когда состоялась пресс-конференция Валерия Панова и Виктора Кормана по предложениям «Сибирского алюминия», работники Уральского автозавода чувствовали, что могут вернуться в осень 1998 года — период неизвестности и неопределенности. Да и о жесткой руке Олега Дерипаски ходили вполне обоснованные слухи.

   «Олегу Дерипаске, — писали газеты, — в отличие от первого поколения российских олигархов ничего не доставалось даром в виде бесплатной приватизации. Все, что у него есть, он добыл или отнял сам: волчьей хваткой, хитростью, наглостью и тем, что всегда умел «дожимать» своих конкурентов до конца. Он рано понял — слабым в бизнесе делать нечего. Наверное, поэтому он так предельно жесток со всеми…»

   Рссказывали, что весь менеджмент постоянно находится под его неусыпным контролем. «Из персонала он буквально давит сало. Рабочий день в «Сибирском алюминии» длится почти десять часов. Не справляющихся без жалости увольняют». Рассказывают, что только на Саяногорском заводе сократили численность персонала в два раза, однако при этом увеличили выплавку алюминия в 1,5 раза и сразу же увеличили зарплату тем, кто остался.

   Рссказов много — но что реально будет в Миассе? Не обернется ли против заводчан? Да и насколько ценна «цена инвестиций»? Вопросов, увы, всегда больше, чем ответов…

   

   Шасси для РусПромАвто?

   Иея создания крупного автомобильного холдинга РусПромАвто оформилась зимой 2001 года — именно тогда на стол Председателя Правительства РФ Михаила Касьянова легло письмо от Дерипаски и было дано поручение профильным министерствам рассмотреть это предложение. А уже в апреле правительство Челябинской области и «Сибирский алюминий» подписали Соглашение о социально-экономическом партнерстве.

   Нчего сверхъестественного в создании холдинга (группы компаний) нет — весь мир живет интеграционными процессами. Наряду с УралАЗом в холдинг входили такие заводы, как ГАЗ, МАЗ, целый ряд автобусных предприятий, Ярославский дизельный завод и другие. Предполагалось, что в новый холдинг будет инвестировано свыше 2,5 млрд. долларов, а сумма первоначальных инвестиций в Уральский автозавод составит свыше 500 млн. рублей.

   Пкет документов в отношении РусПромАвто во многом является поворотным событием в инвестиционной судьбе обновленного Уральского автозавода. Но ни тогда, ни сейчас, спустя два года после Соглашения, нельзя с полной уверенностью сказать, насколько хороша выбранная дорога и насколько уверен за рулем стратегический инвестор.

   Опрогнозах на будущее Валерия Панова журналисты спрашивали не раз.

   — Да, я принимал самое активное участие в том, чтобы Дерипаска пришел в Миасс, — рассказывал внешний управляющий. — И, несомненно, чувствовал свою ответственность за принимаемые решения. Ее должно чувствовать и Правительство РФ, и правительство Челябинской области, давшие гарантии новому автомобильному холдингу и Уральскому автозаводу. Кстати, стоит помнить, что и план внешнего управления предполагал, что сначала мы раскручиваем бизнес автозавода, делаем его инвестиционно привлекательным, а потом предприятие продаем. Если эффективный собственник с инвестициями не придет, то все эти мероприятия просто-напросто закончатся безрезультатно…

   Ткую же позицию, только чуть осторожнее, в отношении собственника высказал в марте 2001 года и мэр Миасса Владимир Григориади:

   — Вполне возможно, у Дерипаски есть добрые намерения поднять УралАЗ. Заводу остро нужен инвестор, нужны огромные финансовые вливания… Наконец, нужно понять и автозаводцев — они уже устали от всех треволнений и неопределенности…

   Взит главы «Сибирского алюминия» в Миасс в июле 2002 года журналисты назвали «самым ярким событием, расставившим точки над «i». Да и повод был неплохой — год работы РусПромАвто в Золотой долине. Ту июльскую эйфорию многие запомнили как победу уралазовской «дочки» — теперь автомобильный завод «Урал» уходил в свободное плавание, уходил открывать новые горизонты, не зная, насколько безоблачными они окажутся…

   

   Последние штрихи (вместо послесловия)

   «Процедура внешнего управления на ОАО «УралАЗ» подошла к своему логическому завершению, — писал в послесловии к книге внешний управляющий Валерий Панов. — Активный автомобилестроительный бизнес сконцентрирован в обновленном предприятии, которое стало преемником знаменитой уральской автомобильной марки. Прежнее ОАО «УралАЗ», уже не связанное с выпуском автотехники, в соответствии с законодательством РФ, ожидают совсем иные процедуры».

   Д, внешнее управление не может длиться вечно, оно имеет сроки, оно должно рано или поздно завершиться. Не скроем, будущее уральских автозаводцев, как и многих других трудовых коллективов нашего края, не видится нам светлым и прекрасным. Российская экономика, увы, непредсказуема и, чтобы выстоять в ней, нужны воля, знания и опыт. Вот этот бесценный опыт и был темой наших заметок.

   — Восстановление уникального предприятия — это результат работы всего трудового коллектива автозаводцев, — говорит Валерий Панов. — Я мог бы назвать имена многих и многих и благодарен каждому за понимание, поддержку, честность, за способность брать на себя ответственность, за неравнодушие к судьбе завода. В рамках законодательства, в сложные времена мы сделали все, что могли: сохранили не только людей, завод, но и заставили его работать с прибылью.

   Вешнее управление на Уральском автозаводе — и об этом можно и нужно говорить с гордостью — доказало, что наши предприятия способны выходить из кризиса и обеспечивать своим рабочим достойное существование, что профессионализм и честность еще не потеряны. Сегодня опыт, накопленный командой внешнего управляющего Валерия Панова, становится предметом научного изучения. «Несмотря на то что каждый конкретный пример внешнего управления отличается своей уникальностью, — писал в рецензии на книгу доктор экономических наук, профессор В.И. Бархатов, — этот опыт, заработанный титаническим трудом, будет поучительным для многих и послужит особым ориентиром в сложных хитросплетениях современной российской экономики…»

   


Вячеслав ЛЮТОВ,Олег ВЕПРЕВ.



назад


Яндекс.Метрика