Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 153-154 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 16 августа 2003 года

ЙОХАННЕС МЕНГЕ НА УРАЛЕ

   Всемидесятые годы прошлого века в музее Ильменского заповедника экспонировались портрет Менге (рисунок неизвестного автора), минералы, открытые им, и планшет с текстом о значении работ И. Менге в Ильменах. В фондах музея хранились машинописные копии его статей из «Горных журналов» и часть статьи на немецком языке из «Трудов минералогического общества» 1842 года. В советской Печати, популярных буклетах об Ильменском заповеднике, сказах того времени Менге трактовался как иностранец, торговец камнями из Любека. Этот имидж возникает и при знакомстве с документами государственных архивов. Из рапорта Горному начальнику от П. Барбот де Марни в 1852 году:

   «В 1826 году иностранец Менге допущен был с позволения Господина Министра Финансов к осмотру дач Златоустовских заводов и, в особенности, Ильменских гор. Ему было дозволено пользоваться мастеровыми для розыска и добычи минералов... Менге добыл большое количество минералов, в особенности цирконов, из которых продал в Музеум Корпуса на 3000 рублей...»

   Эо не соответсвовало действительности. В записках (на немецком языке) секретаря Минералогического общества Г. Е. Потта говорится: «...много усиливает результативность поездки гостя то, что он передал Горному Кадетскому Корпусу в С.-Петербурге кристалл циркона необыкновенной величины и красоты, за что последовала ему награда в 3000 рублей». Из работ исследователей истории путешествия Менге по Южному Уралу мы узнаем о значимости Менге как минералога. Мне хотелось выяснить, цитату из какой работы Менге приводит Александр Евгеньевич Ферсман: «Кажется, минералы всего света собраны в одном удивительном хребте сем, и много еще предлежит в оном открытий, кои тем более важны для науки, что представляют все почти вещества, против других стран, в гигантском размере». Это побудило меня к розыску первоисточников — изданных работ Менге. Теперь мы знаем, что на Урале полные комплекты Горных журналов имеются в трех библиотеках Екатеринбурга, Труды Минералогического общества 1830 года со статьей Менге на русском языке — в библиотеках краеведческих музеев Екатеринбурга и Нижнего Тагила, а труды Минералогического общества на немецком языке 1842 года, к сожалению, библиотекой заповедника утеряны. Осталась копия части статьи, отражающая исследование Ильменских гор. В этих работах приведенной цитаты Менге нет. Остается еще поискать указатель открытий, на который делает ссылку А. Е. Ферсман. Перечитывая материалы о Менге, можно было убедиться, что в разных работах ему дают разные имена, причем неправильные, нигде не приводятся даты его жизни и описание деятельности. Только в 1993 году мне в Москве дали журнальную статью, из которой были получены ответы на вопросы о других периодах жизни И. Менге.

   Н по уральскому периоду 1825-1826 годов остается много невыясненных вопросов, как, например, мотивы и финансирование путешествия. «Первое настоящее литературное описание части Ильменских гор было составлено в 1826 году минералогом Ив. Менге, который по поручению какого-то акционерного общества выехал из Берлина на далекий Урал», — писал исследователь Крыжановский в 1949 году. «Крупный знаток камней И. Н. Менге приехал сюда в 1824 году из Любека» (Архипова, Ястребов, 1990). Г. Е. Потт отмечает: «...в 1826 году иностранный минералог Менге из Любека по старанию Общества получил от Министерства Внутренних дел и Финансов открытый лист и одобрительные письма на совершение путешествия по Уральским горам для минералогических наблюдений и изысканий».

   См Менге пишет: «Намерен был я еще в 1820 году исследовать Азиатские горы, но обстоятельства принудили меня отложить сие предприятие до 1825 года. В сем году, получив малое пособие от некоторых любителей минералогии, решился я предпринять путешествие в Сибирь... Всюду на Урале, как на частных, так и на казенных заводах, приветливое обхождение, радушный и ласковый прием.... Я вменяю себе в обязанность сведения о наблюдениях, в сие путешествие учиненных, с благодарностью сообщить высокопочтенному Российскому Императорскому Минералогическому обществу, будучи Членом коего, имел я честь предпринять сие путешествие».

   Оначале путешествия, дате выезда, продолжительности и направлении маршрута Менге до Урала ничего неизвестно. Можно сделать предположение, что это было глубокой осенью.

    В свои маршруты по Уралу И. Менге выезжал из Екатеринбурга. За осень и зиму И. Менге посетил Березовск, Пышминск, Верхнейвинск, Нейвинский, Рудянский, Нижнетагильский заводы, доехав до реки Ушки. По маршруту от Тагила до Кушвы он посетил гору Благодать, затем платиновые россыпи Баранши. Вторая поездка из Кушвы была в Нижнетуринский завод. «Перемежавшийся с дождем снег сопровождал справедливо предполагал коренное месторождение и, действительно, его нашел», — писал тот же Крыжановский.

   Оратный путь с Урала лежал через Казань, Москву. Подробности его путешествия еще предстоит исследовать, но маршрут этого ученого по Уралу знаменовал открытие нашего края всему научному миру Европы.

   


Людмила БУТОРИНА,кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РФ.



назад


Яндекс.Метрика