Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 148-149 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 9 августа 2003 года

СПАС УГОЩЕНЬЕ ПРИПАС

   Спасовки длятся с 14 по 29 августа. Первый Спас — Медовый, второй — Яблочный,третий — Хлебный (Ореховый)

    14 августа Медовый, Мокрый Спас.

   Нчало Успенского поста. Лакомка

   Вэтот день отдавали дань воде. Отсюда и второе название Спаса — Мокрый, Спас на водах.

   Дя крестьянина этот день — большой праздник. На первый Спас и нищий медку попробует.

   Сэтого дня пчела перестает носить медовую взятку. Если пчельник не заломает сота, то соседние пчелы вытаскают весь мед.

   Оцветают розы, происходит перемена в росах. Отмечается отлет первых ласточек и стрижей. Появляются стаи грачей и скворцов.

   Псле водосвятия крестьяне купаются сами, купают лошадей, а пастухи пригоняют с пастбищ домашнюю скотину и вгоняют ее в реку. Лошадей, как и весь скот, обычно в этот день купают в последний раз.

   Н первый Спас святили колодцы.

   Упенский пост не голодный, в отличие от Апостольского. Этот пост звался Лакомкой, но по строгости приравнивался к Великому посту. В эту пору всего много: и хлеба нового, и слетья разного (овощей), и плодов. Пекли хлеб-пряник на первом меду, на первом урожае ржи. В этот день защипывали горох.

   19 августа Второй спас — Яблочный.

   Кпразднику Преображения поспевают многие плоды и овощи, оканчивается жатва: «Со Спаса Преображения погода преображается», «Второй Спас яблочком разговляется».

   Д Преображения особенно строго запрещалось есть яблоки, вообще старались не есть никаких плодов, кроме огурцов. А с этого дня на Руси начинали есть плоды и фрукты.

   Павославные люди в старину приносили в храмы плоды, над которыми совершалась молитва и окропление священной водой. После освящения часть плодов отдавали нищим: «На второй Спас и нищий яблочко съест».

   Ткже после освящения раздавали плоды всем прихожанам, посылали их на дом больным. Тех, которые не исполняли этого старого обычая, считали людьми недостойными, о них говорили: «А не дай-то боже с ним дела иметь! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богачества малого добра, не призрил своим добром хворого и бедного».

   Нчинается массовое употребление гороха.

   Вэтот день осень встречают, провожают закат солнца в поле с песнями.

   Н про работу не забывали, со Второго Спаса засевали озими: «Посей под погоду, будешь есть хлеб год от году». А также приметили: «Какой Второй Спас, такой и январь». «Каков день во Второй Спас, таков и Покров» (14 октября).

   29 августа Третий Спас — Ореховый,Хлебный, Холщовый

   Првый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зеленых горах холсты продают, поэтому третий Спас еще называли «Спас на холстах». К Ореховому Спасу приурочивали ярмарки, торг полотном и холстиной.

   Тетий Спас хлеба и орехов припас. К этому дню поспевают орехи. Считали, что ласточки отлетают в три раза, в три Спаса. На третий Спас последний отлет ласточек. Приметили: «Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно».

   Ткже последний дожиночный сноп могли сжать и в этот день. Жать его необходимо было молча, отсюда и название его — молчанушка. В оставшихся на поле колосьях обитал дух нивы. Дожиночный сноп также могли назвать спорыньей, так как спорынья — это олицетворение плодородия.

   Пи внесении в дом дожиночного снопа происходил выгон насекомых из дома, то есть высыл. Их отправляли на небеса за снегом и впервые закликали зиму-матушку!



назад


Яндекс.Метрика