Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 148-149 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 9 августа 2003 года

ВЫСОКАЯ АРЕНА АННЫ ГРАЩЕНКО

   Мленькая, хрупкая, улыбчивая, очень живая и бесконечно влюбленная в свое цирковое искусство, Аня Гращенко ну никак не тянет на кандидата наук. Не сразу поверила в то, что их дочь блестяще защитила диссертацию и тем самым исполнила то, что в свое время мечтали сделать они с мужем, и мама Ани Ольга Михайловна.

   Вяд ли родители, в то время оба инженеры КБ машиностроения, думали, когда привели 4-летнюю Аню в детскую спортивную секцию к Галине Велоходовой в «Прометей», что эта секция станет для нее стартом на всю последующую жизнь. Даже много позже, когда Аня уже стала кандидатом в мастера спорта по гимнастике, они отговаривали ее от академии физкультуры и советовали дочери пойти по их стопам — поступить учиться в технический вуз. Но Аня, десять лет упорно занимавшаяся гимнастикой, не оставила ее даже тогда, когда тренер Галина Григорьевна уехала из города и их спортивная секция распалась.

   В14 лет она принимает самостоятельное решение и впервые переступает порог цирковой студии в том же «Прометее». «Коломбина» — так позднее будет называться этот известный в городе коллектив, в котором Аня прозанималась долгие одиннадцать лет под руководством Лидии Георгиевны Ситниковой.

   — Это потрясающий педагог и замечательный человек, я ей бесконечно благодарна. Если бы не она, я бы, наверное, не стала тем, кем стала сейчас, — признается сегодня Аня, сама уже целое десятилетие работающая с детьми. Хотела ли она стать профессиональной гимнасткой? Конечно, хотела. Кто из девчонок, всерьез занимающихся цирковым искусством, не мечтает о большой арене! Да не все мечты сбываются. Хотя, как знать, если бы Аня со своими способностями и солидным опытом работы в любительском цирке попробовала попасть в профессиональный, возможно, у нее бы все получилось. Но она не стала пробовать, может быть и потому, что родители не поддержали эту затею, хотя уже понимали, что профессия инженера — не для их дочери.

   Была в ее жизни и двухлетняя разлука с цирком, когда из детского коллектива выросла, а взрослого не нашла. Вот тут-то ее и встретила Тамара Федоровна Максимович — руководитель ЦД «Строитель», которая и предложила создать в центре досуга свой детский цирковой коллектив.

   Ршилась Аня на это не сразу. Думала, сомневалась. Тамара Федоровна не торопила. И однажды, проснувшись утром, ни с кем не советуясь, ничего больше не взвешивая и не о чем не размышляя, Аня вдруг решает: «Это мое. У меня все получится!»

   Солько потом всего было! И радость, и отчаяние, и смертельная усталость. Не было только одного: сожаления, что взялась не за свое дело. Это дело действительно было ее.

   Сйчас, когда накоплен большой опыт, когда пришло профессиональное умение, когда защитила диссертацию и стала кандидатом, предложения на преподавательскую работу посыпались одно за другим: и поденежнее и попрестижнее, чем сегодняшняя ее работа.

   — Но я не могу их бросить! Они так мне верят. И сама без них уже не могу. Когда захожу в зал и вижу детские глаза, забываю обо всем на свете. Забываю, что утром случилась неприятность, что обещала позвонить знакомой, что вечером меня ждут в гости… Когда я в зале, я словно перемещаюсь на другую планету, оставляя все прошлое позади.

   Првое поколение юных артистов Анны Гращенко уже выпустилось из коллектива. Гимнасткам Насте Коньковой уже 18, Тане Фоменковой, первой дипломантке областного конкурса — 17. Но они не покидают «Лилию». Приходят на репетиции, учат малышей, поддерживаю, страхуют. Они все еще не могут жить жизнью, отдельной от цирка, где все вместе работают, вместе радуются победам и переживают неудачи, вместе устраивают чаепития и празднуют дни рождения.

   Вколлективе у Анны Гращенко занимаются более сорока детей. Приходят попробовать себя в два раза больше, остаются самые упорные. Тот, кто не выдерживает нагрузок, в цирке не приживается.

   А однажды в коллектив пришли ребята из детского дома. Поначалу возникли сомнения: смогут ли они ужиться рядом с домашними детьми, не возникнет ли конфликтов в дружном цирковом братстве? Были предложения создать для них отдельную группу. Но Аня, поразмышляв, решила, что этого делать нельзя. Дети должны работать вместе. И у нее получилось! Поначалу были проблемы в общении, но, когда общее дело всех захватило, все встало на свои места. Сейчас в коллективе занимаются полтора десятка ребят из детского дома.

   «Лилия» выступает во всех жанрах циркового искусства, которые только можно позволить в наших условиях. В коллективе есть жонглеры, эквилибристы, воздушные гимнасты, акробаты, клоуны. Мечтают дети и о дрессированных животных. Но это пока лишь мечта. Условий для работы дрессировщиков и содержания их подопечных в цирке нет.

   З годы работы в коллективе Аня сама овладела всеми цирковыми жанрами. Трудностей, конечно, хватало всегда. В том числе и чисто творческих. Трудно даже представить себе, как один человек может подготовить и поставить такое количество номеров из самых разных жанров. Когда коллективу присвоили звание «Образцовый», по статусу ему стала положена ставка балетмейстера. Ане предложили взять на работу выпускницу училища культуры и искусств Светлану Егорову. К цирку Светлана никакого отношения не имела и поначалу засомневалась:

   — А что я у вас буду делать?

   Н уже вскоре они с Аней понимали друг друга с полуслова. Светлана оказалась человеком удивительно творческим, и скоро после ее прихода в программе цирка появились новые номера с яркими запоминающимися образами: «Розовая пантера», «Далматинец», «Аве, Мария», «Летите, голуби», «Бабочка и паук» и другие.

   Рбота отнимает у Ани все семь дней в неделю. Мужу, как любому нормальному человеку, это не очень нравится. Но такая увлеченность, как у нее, не может не вызывать уважения и поддержки. Случилось, когда Аня защищала диссертацию, ребят надо было везти на конкурс в Екатеринбург, и Станислав… поехал с артистами вместо нее. Он также первый помощник Ани в изготовлении реквизита для цирка.

   Ореквизите вообще разговор особый. Начать хотя бы с того, что он изготавливается для детей, а это уже требует особого подхода. Даже если Аня, сбив каблуки, находит мастера, он, узнав об этом, тут же отказывается:

   — О, это для ребятишек! Нет, не рискну.

   Н меньше трудностей и с костюмами. Деньги на них ребята зарабатывают сами — концертами. Помогают родители, и спонсоры, бывает, поддерживают. Среди родителей-помощников — и Анина мама. Ольга Михайловна прекрасно шьет. Цирковые костюмы — в исполнении вещь сложная, но ей они удаются, и главное — делает это она быстро и всегда к сроку управляется.

   Рпетиции и концерты не прекращаются и летом. Юные артисты собираются на занятия не меньше 4-5 раз в неделю. Без «Лилии» невозможно представить и ни один городской праздник, потому что цирк — это уже сам по себе праздник, и для детей, и для взрослых.

   Срашиваю у Ани: когда у нее появятся собственные дети, она тоже приведет их в цирковой коллектив? И получаю ответ, который и без того знаю:

   — Я бы очень хотела, чтобы они пришли в такой коллектив и остались в нем. Пусть никто из наших детей не станет впоследствии цирковым артистом (хотя я и хотела бы этого), но он обязательно вырастет собранным, спортивным, физически развитым, интересным, творческим, а значит, и счастливым человеком.

   


Нина НИЗАМУТДИНОВА.

   Фто Александра МИЗУРОВА.

   P. S. Городское управление культуры выдвинуло кандидатуру Анны Юрьевны Гращенко на соискание областной премии в сфере культуры и искусства, которые будут присуждаться в ноябре нынешнего года в честь 70-летия Челябинской области.



назад


Яндекс.Метрика