Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 133-134 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 19 июля 2003 года

НАШИ ДЕТИ МОГУТ УЧИТЬСЯ С УДОВОЛЬСТВИЕМ

   Н базе частной школы «Экология и диалектика» состоялась вот уже четвертая за десять лет встреча с автором широко распространенного курса математики для дошкольников, учащихся начальной и средней школ, доктором педагогических наук Людмилой Георгиевной Петерсон.

   Кгда десять лет назад организовывалась частная школа, мы уже тогда понимали, что существующая традиционная система наглядного обучения, цель которой — сознательное усвоение знаний с помощью объяснительно-иллюстративного метода, перестает быть эффективной, дети в этой системе просто необучаемы. Вот тогда мы и обратились к программам и учебникам Л. Петерсон, к ее системе развивающего обучения, целью которой является готовность к саморазвитию с помощью деятельностного метода.

   Окрытие деятельностного метода в системе развивающего обучения подобно открытию пенициллина в медицине. Это — новая эра в развитии образования. Сегодня в нашем городе по программам и учебникам Л. Петерсон работают около 60-ти учебных классов и дошкольных групп. Особенно интересен опыт работы школ № 1, 3, 4, 7, 9 и 19, частной школы, детских садов-школ № 78 и 58.

   о встрече с Петерсон, организованной кафедрой учителей начальных классов города и частной школой, приняли участие более 60 человек: учителей начальной школы, математики и педагогов дошкольного образования.

   Уастники встречи обсудили результаты внедрения новой дидактической системы развивающего обучения, позволяющей привить детям способность к самообучению и саморазвитию, сберечь их здоровье.

   Нльзя заставлять ребенка зубрить уроки. Давно доказано, что новые знания гораздо лучше усваиваются в атмосфере творчества и взаимопонимания, когда ребенок самостоятельно решает возникающие затруднения. Однако, если верить статистике, около 70 процентов российских школ продолжают учить по старинке, используя принцип «выучи от сих до сих, потом расскажешь». В результате очень скоро после выпуска дети просто забывают, о чем им так долго рассказывали у школьной доски.

   З последние десять лет период распада приобретенного багажа знаний сократился в 1,5-2 раза. С развитием информационных технологий ежедневный поток новостей увеличился в десятки раз, а традиционная система образования оказалась не готова научить выпускников полноценно работать в информационном пространстве. По словам Л. Петерсон, являющейся профессором кафедры начального и дошкольного образования академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, современному педагогическому сообществу крайне важно получить ответ на вопрос: «Как обучать в новых условиях?».

   Уителю просто необходимо дать конкретный и обоснованный алгоритм по подготовке и проведению уроков, который бы, не разрушая его личный опыт, вписывался в имеющиеся у него представления о том, что хорошо для детей и что поможет им стать успешными во взрослой жизни. В конце концов, ведь ради этого мы и работаем.

   егодня имеется великое множество различных подходов, концепций, взглядов, систем к построению уроков по новой системе. Это и хорошо, и плохо. Хорошо то, что накоплен богатейший педагогический опыт, и вместо привычного нудного объяснения появились новые приемы и методы обучения — проектные и проблемные, развивающие и активизирующие.

   Сдругой стороны, созданные педагогические системы не согласованы между собой, часто одни и те же вещи называют разными именами, а иногда они просто противоречат друг другу. Учителя, родители, методисты просто запутались в этих системах и комплектах. Никто не может дать четкого ответа на вопрос о том, имеет ли право учитель взять учебник по истории из одного комплекта, учебник по математике — из другого, а учебник по русскому языку — из третьего. Закон об образовании говорит — да, методист в регионе — нет. Разрыв образовательного пространства создает массу противоречий, дополнительную напряженность в работе учителей, которым и так живется нелегко. А самое главное — негативно сказывается на детях, на их здоровье.

   Ддактическая система, созданная в ассоциации «Школа 2000…», решает эти противоречия. На основе деятельностного метода Л. Петерсон теоретически обосновала и практически апробировала систему развивающего обучения, в которой и были синтезированы не конфликтующие между собой идеи из новых концепций образования П. Гальперина, В. Давыдова, Л. Занкова и других, причем с позиции преемственности от традиционной школы. Главное, что сделано, — на понятном уровне была обоснована структура урока в технологии деятельностного метода.

   Уастники встречи поделились опытом работы по учебникам Петерсон. В свою очередь, сама она обобщила опыт работы в системе деятельностного метода по России и Москве. Эксперимент проходил на базе 105-ти школ России и СНГ в течение почти десяти лет. Школы были разного типа: государственные, частные, обычные, специализированные… В одной лишь Москве сегодня работает 46 государственных экспериментальных площадок.

   Кк показывает практика, дети из классов, где используется деятельностный метод, быстрее своих сверстников усваивают учебный материал, склонны к исследовательской деятельности, способны четко обосновать свою точку зрения. Они самостоятельны, активны, общительны, обладают более высоким уровнем знаний, а главное — с удовольствием учатся. У них полноценно развивается эмоциональное отношение к миру. При возросших показателях интеллектуального и психологического развития снижается тревожность и заболеваемость.

   пыт работы учителей-подвижников, в том числе и нашего города, по реализации технологии деятельностного метода за прошедшие 10 лет бесценен, и пришло время его распространения и приумножения. По опыту знаем: студенты высших и средних учебных педагогических заведений, которые обучались по программам, составленным без учета последних достижений методологии, технологии, педагогики и частных методик, попадая в реальное образовательное учреждение, оказываются не готовыми к работе. Сразу же встает вопрос об их переподготовке. Форма стажировки, наставничества как способ передачи технологии без искажения вполне по силам учителям-практикам. В этом и состоит исследовательская часть проекта — разработать механизм передачи технологии деятельностного метода без искажения и в достаточно короткие сроки, с учетом реальных условий работы учителей-практиков.

   Фрмирует социальный заказ на создание региональных школ-центров методической работы по технологии деятельностного метода «Школа-2000…» и финансирует этот проект тот, кто заинтересован в развитии образования в своем городе, в реализации целей Закона «Об образовании». Или проще говоря, в том, чтобы новые технологии развивающего обучения осваивались у нас качественно и в оптимальные сроки.

   


С. ЛЯЛИНА, научный руководитель частной школы «Экология и диалектика», психолог.

   Н СНИМКЕ: Л. Петерсон (третья слева) с учителями частной школы.



назад


Яндекс.Метрика