Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 92-93 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 24 мая 2003 года

ДУШИ ГИБНУТ ЗА МЕТАЛЛ

   Оисанный выше случай далеко не единственный. Это повторяется из года в год. Все последние десятилетие. И всякий раз разум нормального человека отказывается это воспринимать. Помните из бардовского репертуара 60-х:

   А на кладбище все спокойненько,

   Н друзей, ни врагов не видать.

   Ве культурненько, все пристойненько,

   Иключительная благодать...

   Нписано с огромной долей иронии и совсем по другому поводу, но ведь отражает дух, пусть и кладбищенский, того, недавнего еще времени. Сейчас же никому не придет в голову написать, что «на кладбище все спокойненько». Наступила другая эпоха — «эра цветных металлов». Хотя не забыто и другое — старики хорошо помнят: погост всегда считался на Руси местом святым и неприкосновенным. Даже у самого злого охульника не поднималась рука на то, чтобы осквернить могилу, потому что даже в самой мрачной душе жил, пусть крошечный, но уголок святости, который не позволял человеку делать недозволенное.

   Врочем, о чем это я? О человеке... Но тут, пожалуй, речь не о нем, а о новой породе — тоже «о двух руках, о двух ногах» но имя которой — нелюди. Это они, смеясь над таким подзабытым словом, как «грех», курочат могилы и сносят памятники, куражатся над прахом и теми живыми, которые помнят и скорбят.

   Бездуховность и безнаказанность — вот два «кита», позволяющие вандалам орудовать на кладбищах как у себя дома:

   — Какой там грех! О чем вы? Это ж не памятник. Это ж цветной металл!

   Чтверть века простоял алюминиевый бюст Марии Алексеевны Погадаевой на кладбище в старом городе. Его по заказу мужа покойной Ивана Ивановича Погадаева выполнил известный в городе скульптор Петр Егорович Левочкин. Выполнил с большой душой и любовью: он хорошо знал и уважал семью Погадаевых. Это был первый памятник П. Левочкина, установленный на могиле. Бюст был отлит в Каслях и на беду заказчика (но кто же тогда об этом думал!) — из алюминия. Было это в 1976 году. А нынче, за месяц до Радоницы, скульптору позвонил его бывший ученик и с горечью сообщил, что бюст, простоявший на могиле 26 лет, исчез. Его украли.

   — Господи! Да что же это творится с нами? — горько сокрушается автор памятника. — Ведь у каждого из этих подонков есть отец и мать! Как же они могли посягнуть на святое? Ни в одной республике какого-нибудь Занзибара такого нет! Нелюди... И плодят нелюдей...

   Ухудожника Левочкина около сотни скульптурных портретов, и не только в Миассе, но и в других городах России. Немало среди них и бюстов, установленных на могилах. Подобный случай произошел, однако, впервые. Но гарантий, что он последний, никто, конечно, не даст. Пункты приема черных и цветных металлов работают исправно и плодятся тоже исправно, провоцируя нелюдей на столь безумные кражи.

   Ее в начале нынешней весны областной комитет по экономике, откликаясь на жалобы пострадавших, провел совместно с правоохранительными органами ряд рейдов в нескольких районах Челябинска. В результате только за одну неделю было выявлено два нелегальных пункта приема цветных и черных металлов. А такие «приемщики», как известно, не гнушаются ничем, берут любой предлагаемый лом, в том числе и памятники с еще неочищенными остатками могильной земли. А пока такие пункты будут иметь место в нашей жизни, бороться с подобными хищениями почти бесполезно. Призывать к совести, стращать смертным грехом и говорить о нравственности с кладбищенскими оборотнями — все равно, что вести беседу со слепоглухонемыми. Остановить вандалов может только закон и строжайший контроль за его выполнением.

   


Нина НИЗАМУТДИНОВА. Фото Александра МИЗУРОВА.



назад


Яндекс.Метрика