Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 77 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Вторник, 29 апреля 2003 года

АЛЕКСАНДР КУЗНЕЦОВ:«ПОРА ЖИТЬ ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ!»

   1 Мая — не только праздник весны и труда, но и день всеобщих рассуждений о правах трудящихся. Только вот права эти часто так и остаются всего лишь красивыми бумажными формулировками. Как заставить декларации работать в реальной жизни, Александр Кузнецов знает чуть лучше других. 15 лет работы на промышленных предприятиях, 4 года (1995-1999) работы в Государственной думе в качестве депутата от Челябинской области и 3 года в нынешнем качестве заместителя председателя Горно-металлургического профсоюза России, а также многочисленные обращения трудящихся принесли немалый опыт в решении многих социальных вопросов.

   — Александр Владимирович, скоро 1 Мая — День весны и труда. Какие ассоциации возникают у вас в преддверии праздника?

   — Для меня это в первую очередь день труда, день солидарности рабочих, день защиты своих прав. Действительно, на дворе весна. Но такое впечатление, что рабочий класс в России от спячки не проснулся. Наши люди разобщены, и зачастую каждый в своей берлоге лапу сосет, как тот медведь, с которым нас сравнивают за рубежом. А митингуем мы чаще на кухнях.

   — А не очень ли резко?

   — Если кто обиделся, прошу прощения. А с кем нас еще можно сравнить? Зарплата у большинства — нищенская, равно как и пенсии. Практически половину дохода приходится отдавать за жилье и т.д. Да что объяснять, все всем известно. Да что же резкого в моих словах? Люди-то на грани выживания.

   — Но это тоже всем известно. А что, есть варианты жить по-другому?

   — Да, есть, к примеру, вариант — жить по-человечески.

   — Это как?

   — Это чтобы сам себя уважал и другие тебя уважали. Чтобы денег хватало на самые элементарные человеческие потребности.

   — И это возможно?

   — А почему это возможно в других странах? Не задумывались?

   — Есть разные страны.

   — Вы правы. Но Россия по своему потенциалу, природным и иным ресурсам, включая человеческие,  не какая-нибудь «банановая республика». Наши люди достойны лучшей жизни, к примеру, как в Европе.

   — Видимо, наши люди не способны за себя постоять. Да и ситуация такова, что тех, кто много выступает, могут быстро уволить.

   — Наши люди еще не на то способны, и это известно всему миру. А уволить могут, особенно если действовать поодиночке. Но это уже дело выбора — жить впроголодь или начинать жить по-человечески.

   — И что бы вы серьезного порекомендовали?

   — Вот мы и возвращаемся к 1 Мая — дню коллективных действий трудящихся за свои права. И это не смешно, а очень даже серьезно. Только если к этому делу серьезно относиться и не считать его изначально безнадежным, а шаг за шагом добиваться соблюдения своих прав. Знаете, в чем отличие нас от тех же итальянских или немецких рабочих? Многие наши рабочие считают, что профсоюз — это путевки, организация посадки и копки картофеля. Для них же профсоюз — это достойная зарплата, условия труда и рабочие места. У нас чаще записываются или состоят по инерции в профсоюзе, чтобы получить материальную помощь, а у них в профсоюз объединяются, чтобы вместе добиваться достойной зарплаты и в материальной помощи не нуждаться.

   — Но если нет возможности повышать зарплату?

   — А кто говорит, что такой возможности нет?

   — Так говорит чаще руководство предприятия.

   — А оно само-то живет на 2000 рублей в месяц? Вам не кажется странным, что в нашей стране на большинстве предприятий нет возможности повышать зарплату? Знаете, очень редко встречаются руководители, как нынче говорят работодатели, которые бы с большим настроением, по своей инициативе регулярно повышали трудящимся зарплату. Это, кстати, характерно и для Запада. У работодателей и работников изначально интересы различаются. Работодатели преследуют цель получить больше прибыли, работники, соответственно, — больше зарплату. Конечно, лучше, чтобы данные вопросы решались за столом переговоров, на условиях взаимного уважения и признания позиций сторон. Но если этот баланс интересов явно нарушается, то возникает коллективный трудовой спор.

   — Ну да, вы имеете в виду забастовки, народный бунт и главное оружие пролетариата — булыжник.

   — Вы, конечно, можете иронизировать, а прожить сможете, если вам, как металлургам Златоуста, не выплатят зарплату пару-тройку месяцев? Извините, но умников, желающих порассуждать, посоветовать, как жить народу в России, хватает. Достаточно вспомнить рекомендацию госпожи Хакамады шахтерам грибы собирать в целях повышения благополучия. Методы отстаивания работниками своих законных прав и интересов не ограничиваются забастовкой. Да, кстати, забастовку сегодня способен организовать далеко не каждый трудовой коллектив и профсоюзный комитет. Забастовка — крайняя мера. Но главное не форма, а содержание, итог. Приведу лишь два примера. Италия: в прошлом году миллионы рабочих вышли на профсоюзный митинг против реформ трудового законодательства, проводимых правительством. Германия: прошлой весной металлурги провели по всей стране многомиллионную акцию в борьбе за повышение зарплаты. И те, и другие отстояли свои права.

   — Это опять же Европа, а мы боремся, как вы сказали, на кухнях.

   — Я бы не стал всех равнять под одну гребенку. На том же Златоустовском меткомбинате тяжело, но все же договоренности по погашению зарплаты достигнуты. Этому предшествовали митинги, приостановки работы, обращения в органы власти и прокуратуру. Металлурги учатся коллективно добиваться решения проблем. И очень важно, что укрепляется профсоюзная организация комбината.

   — Но сильный профсоюз работодателю не нужен…

   — Мудрый работодатель понимает, что профсоюз — это не проблема, а средство для решения проблем. Собственник, пришедший всерьез и надолго, заинтересован в стабильном, благоприятном морально-психологическом климате в коллективе, он понимает, что достижение договоренностей за столом переговоров приносит больше дивидендов, нежели доведение дела до конфликта. Практика свидетельствует, что проблемы и вопросы выгоднее решать через коллективные договоры, через согласования интересов работодателей и работников в рабочем режиме.

   — Наверное, вы правы. Но далеко не все работники способны защищать себя, а в силу профсоюзов верят не все.

   — Это одна из основных причин нашей невесёлой жизни. Слабый профсоюз там, где члены профсоюза слабые, робкие или безразличные. Если в организации нет коллективного договора, или он никакой — значит, такой профком. А если такой профком, значит, такие мы.

   — И вы верите, что всё может быть по-иному, что профсоюз может быть сильным?

   — Верю. И мне известны достаточно сильные профкомы. Понимаете, у нас нет вариантов, профсоюз — это единственная общественная организация, которая в рамках закона призвана решать на предприятиях и в организациях трудовые и социальные вопросы. Сегодня лучше не выяснять до хрипоты, что раньше — курица или яйцо. Важнее — понимать главное. Для того, чтобы человек поверил в профсоюз, он должен быть уверен, что профсоюз его защищает, что он за него. Для этого нужны сильные профлидеры и специалисты: юристы, экономисты и т.п. Должен быть крепкий бюджет профсоюза, а также фонд солидарности. Человек должен быть уверен, что на рубль профвзносов он получит большую гарантию сохранения рабочего места, прибавку к зарплате и приемлемые условия труда. В свою очередь, лидеры профсоюза должны быть уверены, что они не одиноки, за ними стоят люди, которые им осознанно доверили представлять их интересы и не предадут в сложной ситуации.

   Иещё очень важно постоянно работать на укрепление профсоюза. Согласитесь, не может быть успешного бизнеса, если человек или организация этим занимаются спустя рукава или эпизодически. В этом я убедился лично. У нас достаточно сильный по российским меркам профсоюз, с серьёзной дисциплиной, финансами и специалистами. У нас много сильных профкомов и территориальных комитетов. На днях мы подписали с объединением работодателей отраслевое тарифное соглашение, многие нормы которого обеспечивают повышенные гарантии трудящимся, по сравнению с Трудовым кодексом. Мы более пяти месяцев вели тяжелые переговоры. Скажу честно: всего добиться, что мы хотели, не удалось, но то, чего добились, распространяется на миллион членов нашего профсоюза.

   — С чем бы вы хотели обратиться к рабочим в преддверии 1 Мая?

   — Уважаемые товарищи, нас, людей наемного труда, подавляющее большинство в обществе. Давайте уважать себя. Начните с себя, и вы увидите, что не всё так безнадежно. Важно быть вместе, настойчиво и грамотно работать по защите своих прав. Поверьте, толк будет. Пора жить по-человечески!

   


Беседовал В. ВАКИЙ.



назад


Яндекс.Метрика