![]() | ||||
![]() |
свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|||
![]() |
75-76 | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Суббота, 26 апреля 2003 года | |||
![]() |
УЛЫБКА МОЯ, ГДЕ ТЫ? ВМоскве прошли Вторые международные чтения по гуманной педагогике. Их организатором стал Центр гуманной педагогики при поддержке Министерства образования РФ, Московского департамента образования, Московского городского педагогического университета. Информационная поддержка — газеты «Первое сентября» и «Учительская газета». Рководителем чтений был хорошо известный миасским учителям почетный академик РАО, доктор психологии, профессор Шалва Амонашвили (на снимке). Гостеприимно распахнул двери московский Дом учителя для четырехсот представителей из России, Беларуси, Украины, Казахстана, Кыргызстана, стран Балтии. Атмосфера была настолько доброжелательной, что казалось, будто мы опять живем в одной большой стране и нет никаких границ, разделяющих нас. В адрес чтений поступили правительственная телеграмма, приветствия от министра образования РФ В. Филиппова, от Международного центра Рерихов ООН, от посла Индии, сейма Латвии и других.
Пчему была выбрана столь необычная тема чтений: «Улыбка моя, где ты?». Тема эта, конечно, условно крылатая. Улыбку следует понимать в широком смысле, как состояние духовного мира учителя и воспитателя, всех взрослых, их отношение к детям, ученикам. Сстоялся большой, открытый разговор об умножении учительского добра в образовательном пространстве, об утверждении духовной общности между учителями и учениками, о силе созидательной любви к детям, о преодолении учительского авторитаризма и насилия взрослых над детьми. С этих позиций рассматривались конкретные педагогические аспекты облагораживания личности учителя и облагораживания знаний, очеловечивания разработок, одухотворения семейной жизни. Н пленарных встречах заслушивались доклады и сообщения ученых, общественных деятелей, руководителей образования. С большим интересом слушали мы доклады известных академиков: Ш. Амонашвили, А. Акимова, Е. Ямбурга. На заседаниях «круглых столов» «Сердечная улыбка учителя», «Улыбка матери», «Могут ли улыбаться программы и учебники?», «Учительское покаяние» шел не просто серьезный, но очень открытый и сердечный разговор об опыте работы. Многие сообщения просто невозможно было слушать без слез. Н чтениях побывали и несколько человек из Миасса. Прозвучало наше выступление о работе городской общественной лаборатории гуманной педагогики, созданной Амонашвили при движении «За культуру». Слушатели познакомились с методическими разработками миасского педагога Елены Ранневой, ее стихами, которые всегда по-доброму «улыбаются» детям. Соя, приветствовал зал Ш. Амонашвили, когда в последний день ему вручили необычную награду — «Золотой знак Сердца и Лебедя» и удостоили звания «Рыцарь гуманной педагогики». В ответном слове Шалва Александрович обратился не только к сидящим в зале, но и ко всем учителям России: «Сейчас такое время, что нам трудно отличить педагогику света от педагогики теней. Нам надо искать эту педагогику. Поиск гуманной педагогики — это уже гуманная педагогика. Любви не бывает много. Любите настолько, сколько ваше сердце выдержит: и близких своих, и детей, и врагов. Но так, чтобы они приняли эту любовь. Всякая педагогика должна быть гуманной. Здесь истина. Сейчас миллионы детей страдают и губятся авторитарной педагогикой. Где искать истоки любви и мудрости? В своем сердце. Нет никакого смысла в самых современных технологиях и программах, если плох и глух учитель. Хорошие программы в руках бездуховного учителя станут плохими. Улыбка — это дар нашего духа, его детище. Каждый ребенок мечтает: «Учитель, улыбнись мне сейчас, пока я расту и нуждаюсь в улыбках твоих. И улыбнусь я тебе, когда стану взрослым, и ты будешь нуждаться в улыбках моих». Жлающие узнать подробнее о прошедших чтениях и гуманной педагогике могут обращаться в нашу общественную лабораторию: ДК «Прометей» (вторник — пятница — до 18 часов, суббота — с 11 до 14 часов). Контактный телефон 2-71-65.
Т. ГАЛЯНСКАЯ, участница международных чтений, руководитель лаборатории гуманной педагогики.
|
назад |