Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 70-71 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 19 апреля 2003 года

ДОРОГА, СОЗДАВШАЯ РОССИЮ

   Н свете существует немалое количество дорог, длинных и коротких, широких и узких, старых и новых. Если попросить читателей назвать наиболее значимые в историческом плане дороги, то большинство непременно припомнят Аппиеву и Флавиеву в Древнем Риме, Великий шёлковый путь, Военно-Грузинскую дорогу, Чуйский тракт. И лишь самые «подкованные» вспомнят про ту, именно благодаря которой Россия стала величайшей в мире страной.

   

   Cамое обидное, что эта дорога — наша уральская достопримечательность. К сожалению, забытая и заброшенная.

   Рчь идёт о пути, существовавшем в течение 165 лет (с 1598 по 1763 годы) и бывшем все это время единственным разрешенным из европейской России в Сибирь. Речь идет о Бабиновской дороге, которой ехали и шли все, кому нужно было попасть за Урал или вернуться из Сибири. Переселенцы и стрельцы, ссыльные преступники и исследователи с мировыми именами — все они измерили эти 280 километров от Соликамска до Верхотурья.

   В1595 году посадский человек из села Верх-Усолка Артемий Бабинов откликнулся на указ царя Федора Иоанновича и указал путь через Камень — до реки Туры на восточном склоне горного хребта. Он же и руководил строительством новой дороги. В конце 1597 года дорога была достроена, а царской грамотой от 11 января 1598 года «пущена в эксплуатацию». Той же грамотой предписывалось устроить засеки на всех известных ранее дорогах и тропах, чтобы не было пешему проходу, а конному — проезду.

   Мнялись времена. К 1740-му году Россией наконец-то был установлен контроль над территорией Башкирии, простиравшейся тогда от Волги до Тобола, и началось бурное освоение Урала и Сибири. Старая Бабиновская дорога оказалась слишком длинной и тесной для грузооборота новых времён. Вначале появился южный сухой путь вдоль Оренбургских крепостных линий по рекам Самара и Яик, а в 1763 году проложена новая транспортная магистраль в Сибирь, существующая до сих пор в виде шоссе: дорога Пермь-Екатеринбург, прикрытая с юга крепостями Исетской и Уфимской (по реке Уфа) линий. Бабиновская дорога, столь значимая для России, была лишена статуса государственной, а в 1960-е годы окончательно заброшена.

   Ннешний год — юбилейный. Во-первых, исполнилось 405 лет со дня открытия Бабиновской дороги. Во-вторых, 240 лет со дня ее замены Екатеринбургской. Не мудрено, что у нас с Виктором Павловичем Шестаковым возникла идея «ударить автопробегом по бездорожью», в которое местами превратилась некогда главная дорога Урала.

   Мршрут планируемой экспедиции будет начинаться и заканчиваться в Миассе, проходить через Сатку, Красноуфимск, Ачит, где выйдет на трассу Пермь-Екатеринбург, ставшую 240 лет назад заменой Бабиновской дороги. Планируется остановка в пос. Суксун, настоящей родине тульского самовара, и Кунгуре. После этого — старой дорогой на Соликамск по живописным горам Пермской области. Из Соликамска начинается цель путешествия — сама Бабиновская дорога. После Верхотурья с его монастырями и старинным кремлём планируется посещение Невьянска и Каслей.

   Кич, кинутый мной среди моих знакомых любителей истории, нашел отклик: уже семь человек из Москвы, Перми и Одессы изъявили желание попытаться проехать по Бабиновской дороге нынешним летом. Профессор МГУ, художник, программисты, инженеры, банковский работник — компания разношерстная, но люди все интереснейшие и разносторонние.

   Хчется верить, что и среди миасцев найдутся желающие принять участие в этом мероприятии, ведь, кроме уже перечисленных юбилейных дат, в ноябре «стукнет» 230 лет Миассу. И кто знает, появился бы Миасс на карте, не будь Бабиновской дороги?

   Сарт планируется на 8 июля нынешнего года — день выпуска первого уральского автомобиля. Тех, кому небезразлична история родного края, приглашаем принять участие в экспедиции, рассчитанной ориентировочно на 10 дней.

   Нша экспедиция — разведывательная. Уже следующим летом в научно-практическое путешествие из Миасса по так называемому «Золотому кольцу Урала», включая Бабиновскую дорогу, отправляется совместная группа школьников из Миасса и Москвы. Поездку, при участии В.П. Шестакова и меня, организует Московский дворец детского научно-технического творчества (бывший Дворец юных техников). Мало того, в планах недавно созданного историками-любителями из России, Украины, Германии, Франции, США, Японии международного некоммерческого общественного объединения «Цивилизация», региональным представителем которого я являюсь, — разработка ряда экспедиционных и экскурсионных маршрутов по историческим местам Урала, отправной точкой которых будет Миасс. Нам остается «не подкачать».

   Всвязи с этим мы надеемся на поддержку городской администрации и Уральского автозавода, «Урал-вахту» производства которого мы выбрали в качестве экспедиционного автомобиля. Нам кажется это символичным: первую сухопутную дорогу, «оседлавшую» Урал, через четыре сотни лет должен одолеть вездеход «Урал».

   Оганизаторы будут благодарны спонсорам и обязуются обеспечить им рекламу на протяжении всего 1500-километрового маршрута, а также в фото-, видео-, газетных и интернет-отчётах.

   Тлефоны организаторов находятся в редакции. Кроме того, по вопросам как экспедиции, так и истории Урала, со мной можно связаться по электронной почте mail@gorohov.ru.

   


А. Горохов.



назад


Яндекс.Метрика