Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 49-50 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Понедельник, 24 марта 2003 года

КУДА ПОЙДУТ УЧИТЬСЯ МИАССКИЕ СТАРШЕКЛАССНИКИ

   Ои выбирают престижные профессии, а «погоду в доме» отодвигают на третий план

   

   Рстет новое поколение нового времени. Поэтому важно исследовать ценности, жизненные ориентиры, профессиональные предпочтения молодых, ведь именно от этого поколения зависит будущее нашей страны. Переход страны на новые рельсы привел к радикальным изменениям на рынке труда: появились новые профессии (еще лет 10 назад о таких профессиях, как имиджмейкер или маркетолог, никто и не слышал), изменилась их престижность, слишком большим стал разрыв в оплате труда у работников разных отраслей народного хозяйства, наконец, широкие масштабы приобрела безработица, в том числе и молодежная. Вот почему важное значение приобрели понятия профессиональной ориентации, оказания помощи молодым в адаптации к новым экономическим условиям. Социологическая служба городской администрации провела специальное исследование обозначенной проблемы по заказу городской межведомственной комиссии по вопросам профориентации и психологической поддержки населения. В нем приняли участие 490 учащихся 9-11 классов из 14 школ города. Об итогах опроса мы беседуем с главным социологом городской администрации Л. А. КОРШУНОВОЙ.

   — Людмила Акиндиновна, какие же профессии выбирают юные миасцы?

   — Миасские старшеклассники выбирают самые разнообразные профессии и специальности, которые условно можно разделить на 3 группы: гуманитарного профиля (каждый второй выбрал профессию врача, юриста, переводчика, психолога, журналиста, учителя и т. д.), технического профиля (каждый третий остановил свой выбор на рабочих специальностях, профессии инженера, программиста и т. п.) и экономического профиля (каждый пятый хочет стать бухгалтером, экономистом, менеджером). Просматривая все профессиональные выборы, можно сделать вывод: наши школьники намереваются в будущем оказывать в основном интеллектуальные услуги — бухгалтерские, юридические, управленческие, психологические. На работу в промышленности нацелены лишь 7-8 процентов опрошенных, и то при условии, если не передумают. Один из школьников так и признался, что попасть на завод —худший вариант развития его будущего.

   — Но, по-моему, именно в рабочих специальностях сейчас нуждается город.

   — Совершенно верно. Банк вакансий городского центра занятости свидетельствует о том, что предприятиям города в первую очередь требуются рабочие, а, согласно данным нашего опроса, только 12 процентов ребят собираются получить рабочую специальность. В списке названных ими профессий лидируют визажисты, стилисты, дизайнеры, косметологи. Однако вряд ли они в большом количестве будут востребованы в Миассе.

   — Быть может, молодые связывают свое будущее с другими городами?

   — Да. Каждый третий опрошенный старшеклассник через 5-6 лет «не видит» себя миасцем, мечтая уехать в более крупные города. Это во многом связано со стремлением получить высшее образование, а также с уверенностью в том, что в большом городе легче найти более интересную и высокооплачиваемую работу. Кстати, об образовании: 5 лет назад, проводя аналогичный опрос, мы спрашивали об отношении ребят к тем, кто бросает учебу и идет работать в разные ЧП. Тогда 40 процентов опрошенных ответили, что учеба — не главное, можно хорошо зарабатывать и без знаний. Теперь же даже самые «глухие» троечники ориентированы на хорошее образование: платное образование позволяет сегодня получить вузовский диплом практически любому.

   — А насколько хорошо ориентируются старшеклассники в будущей профессии?

   — Результаты нашего исследования свидетельствуют, что выпускники делают свой выбор чаще всего, исходя из идеальных представлений о желаемой работе, а не на основе анализа реальной ситуации на рынке труда. К сожалению, только 50 процентов из числа определившихся с выбором хорошо представляют, что конкретно будет входить в их обязанности. Более 40 процентов даже не представляют, легко ли им будет устроиться на работу. Каждый второй либо совсем не знает, какие качества ему необходимо иметь, чтобы овладеть профессией, либо имеет представление об этом лишь в общих чертах. Вот почему сейчас так нужна профориентационная работа в школах. Тем более, что половина ребят ответили, что очень нуждаются в помощи, чтобы понять, кем они хотят стать и что им больше подходит.

   — А кто, по мнению ребят, должен осуществлять работу по их самоопределению?

   — Судя по ответам, главный профориентатор для ребят — это их родители. Две трети опрошенных считают советы и опыт родителей самым лучшим источником информации о профессиях. Этими советами они чаще всего и пользуются. Поэтому ответственность родителей возрастает, так как опросы свидетельствуют, что здесь им конкурентов нет. Немало ребят считают авторитетными советчиками своих учителей и школьных психологов.

   Впродолжение темы мы задали ребятам вопрос, какие мероприятия, помогающие школьнику правильно выбрать профессию, они считают самыми эффективными и нужными. Оказалось, что больше востребованы экскурсии на предприятия, в учреждения, вузы. Половина назвали встречи с профессионалами на классных часах в школе, тематические уроки, факультативы. Фактически 40 процентов хотели бы получить консультации школьного психолога, пройти компьютерную диагностику способностей. Востребованы и специальные массовые мероприятия (День карьеры, День старшеклассника), которые проводит центр занятости совместно с управлением образования. Понимая, что сегодня на первый план выходит работа по профориентации и консультированию, в городской администрации был решен вопрос о создании в управлении образования нового отдела — по профессиональной ориентации и внешкольным учреждениям, в задачи которого как раз и входит аккумулировать всю профориентационную работу и поднимать ее на новый уровень.

   — Мы говорим: растет новое поколение. Изменились ли у молодежи жизненные ценности?

   — Чтобы получить представление о приоритетах, мы спросили: что для ребят важнее всего в жизни. Оказалось, что 15-16-летние миасцы на первое место ставят здоровье, на второе — образование и друзей, на третье — семью и детей. Затем идут работа, материальный достаток, независимость, высокое положение в обществе. Последним, но достаточно весомым по количеству выборов, в иерархии жизненных ценностей стоят развлечения — они представляются самым главным в жизни для каждого четвертого мальчика и каждой пятой девочки.

   — Каковы общие выводы социологического опроса?

   — Сегодня большая часть подростков и молодежи психологически не готова к складывающейся в экономике ситуации. Очевидно нежелание молодежи устраиваться после окончания учебного заведения на непрестижную низкооплачиваемую работу. Рабочие специальности, по оценкам миасских подростков, остаются вне рыночных отношений. Все менее привлекательной для выпускников миасских школ становится работа в промышленности, строительстве и на транспорте. И вообще, в поисках работы юноши и девушки хотят получить сразу все («интересную работу, большие деньги, положение в обществе») или ничего («буду искать, пока не найду, что нужно»). Замечу, что, по данным опроса, чуть больше половины старшеклассников собираются работать с отдачей. Очевидно, что только взвешенная политика в отношении молодежи, комплекс мер по ее профессиональной ориентации и адаптации к требованиям жизни улучшат общую ситуацию на рынке труда нашего города.

   


Беседовала Людмила ЗАНЬКО.



назад


Яндекс.Метрика