![]() | ||||
![]() |
свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|||
![]() |
34-35 | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Суббота, 1 марта 2003 года | |||
![]() |
«РАДУГА» ТРУДНОГО ДЕТСТВА Дтскому дому в машгородке, что на ул. Попова, 7 — три года. В конце 1999-го он был открыт в здании детского сада и принял под свою крышу первых 8 детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. Сейчас в нем живут 70 ребятишек от 4 до 18 лет. В прошлом году детский дом получил лицензию, успешно прошел аттестацию и аккредитацию и, несмотря на свой юный возраст, занял первое место в областном конкурсе в номинации «Лучшая образовательная программа» среди 54 конкурентов. Чму же учат в нем, выбравшем себе светлое название «Радуга»? Давайте заглянем за стены детского дома и познакомимся с его обитателями получше. Кким большинство из нас представляли, а быть может, представляют до сих пор детский дом? Думаю, выражу мнение большинства: казенные стены, «детдомовская», с чужого плеча одежда, размеренная и невеселая жизнь... Но время внесло свои коррективы: появившиеся спонсоры завалили сиротские учреждения телевизорами, видеомагнитофонами, другими подарками, своими благими намерениями скорее испортив воспитанников детского дома. Дети просто привыкли к тому, что им все должны, они перестали ценить заботу и разучились от души быть благодарными. Именно этот стереотип и решил разрушить Н. А. Махнев, пришедший более двух лет назад на должность директора детского дома. Ему, собравшему коллектив единомышленников, удалось запустить образовательную программу, которая набирает обороты и приносит реальные, ожидаемые результаты. Могие удивляются: какая образовательная программа может быть в детском доме? Не секрет, что беда каждого выпускника сиротского учреждения — заниженный уровень самооценки, слабые морально-волевые качества, неприспособленность к жизни. Да и чему научишься, если детство и отрочество живешь на казенных харчах, а вход, к примеру, на кухню разрешен только поварам. Что делать? В детском доме решили пойти по пути создания целевых программ, внедряя философию успеха: ты будешь нужным и успешным, если овладеешь трудовыми навыками и доведешь их до совершенства. Так два года назад появилась специальная программа по социально-бытовой ориентации с экзаменом в конце учебного года, а затем — творческие мастерские, подкрепленные теперь настоящими бизнес-планами: «Зеленый мир», «Экзотический мир», «Дизайн помещений», «Пэчворк», «Интернет-центр». Все они уже запущены в работу, а с приходом весны ребята возьмутся за строительство птичника, начав реализацию проекта «Птицеводство». Кждый из нас прекрасно понимает, что на все это требуются деньги. Откуда взяться им в государственном учреждении, которому с трудом выделяется из городской казны по 24 рублей в день на питание одного ребенка? На помощь призвали спонсоров, которые, побывав в детском доме один раз, стали настоящими друзьями «Радуги». Именно благодаря им у ребят неплохая библиотека, сами они одеты и обуты, а самое главное — могут в рамках обозначенных проектов реализовывать свои идеи. Благодаря спонсорам работает программа «Судьба» — адресная поддержка воспитанников, при которой ребенок чувствует, что нужен не только воспитателям. Так, 6-летнему мальчику, больному лейкемией, не позволяет остаться наедине со своей болезнью предприниматель С. Н. Крячок; супружеская чета Воскобойниковых оплачивает занятия танцевальной пары; фирмы «Ника» и «Гирд» дают ребятам возможность посещать секцию плавания; учебный центр городской службы занятости проводит благотворительное обучение одного-двух воспитанников. Однако это вовсе не означает благотворительную помощь в чистом виде. Здесь все гораздо серьезнее. Как отметил Н. А. Махнев, спонсоры вкладывают деньги при условии, что они увидят результат. Да и не обязаны они или кто-либо еще работать на детский дом, поэтому необходимо самим научиться зарабатывать деньги. С марта каждая семья будет работать по индивидуальному проекту. Общее дело объединит не только ребят, но и воспитателей, которых по трое на каждую семью. Три личности, три совершенно разных человека. Но они будут заняты общим делом, которое станут передавать по цепочке. Начало уже положено: проект «Пэчворк». Цель всех, кто над ним работает, — на полученные от спонсоров инвестиции обшить одеялами сначала воспитанников, а затем сформировать пакет заказов со стороны. Ее один вариант частичного самофинансирования — сдача помещений детского дома в аренду. Вопрос, который многим не дает покоя и порой вызывает недоумение. Махнев рассуждает так: «Глава города В. Григориади правильно ставит задачу эффективного использования муниципальной собственности. Именно от аренды помещений мы зарабатываем около 100 тысяч в год, которые идут на приобретение одежды, мебели, всего необходимого. Кроме того, арендаторы не только вовремя платят арендную плату, но и на правах хороших соседей безвозмездно помогают». Кк еще ребят готовят к самостоятельной жизни, растят их полноценными гражданами общества, способными реализовать свои возможности и добиться успеха? Как и в любой семье, следят за успеваемостью в школе, стараются занять детей увлечением или каким-то делом. Каждую четверть подводятся итоги учебы, участия в художественной самодеятельности, в труде, спорте. Отличившиеся получают премии, ударники и некурящие поощряются особо. А «игрушечные деньги» получают все в процессе специальной игры и затем учатся распределять свой бюджет. Кнечно, не все так просто и радужно в этой большой разновозрастной семье. Так, до сих пор не решен вопрос введения ставки руководителя физвоспитания (в ноябре прошлого года в рамках президентской программы получено оборудование для тренажерного зала, и специалист, конечно, необходим). Если говорить о трудностях воспитания, то они тоже есть. Ребята сложные, с переломанными судьбами, немало повидавшие за свои несколько лет жизни. Кто-то сам, держа за руку братишку, приходит в детский дом из родной семьи, кто-то бежит обратно к непутевой, но своей, родной маме, а кто-то, уже получив путевку в жизнь, на каникулы приезжает именно сюда... Казенная жизнь по-настоящему домашней стать не может, и это понимают все. Однако коллектив педагогов, творческих и любящих свое дело, стремится сделать все, чтобы защитить детей от ударов судьбы и научить их выстоять в этой жизни. И, пожалуй, совсем не случайно свой детский дом они назвали «Радуга»...
Людмила ЗАНЬКО.
Ндавно в детском доме состоялся праздник. Он не был посвящен какой-то дате, а стал поводом для встречи всех 8 семей детского дома со своими помощниками и назывался «Выбираем дело вместе с вами». Гсти стали не только зрителями небольшого концерта, в котором пели, танцевали, играли и малыши, и старшие ребята, но и попали в импровизированное кафе. Старшие девочки вместе со своими воспитателями приготовили угощения: салаты, бутерброды, печенье к чаю. Раздали меню, сформировали заказы и быстро обслужили своих «клиентов». Легкий ужин удался на славу — все гости сошлись во мнении, что из девушек выйдут отличные хозяйки! Но, как оказалось, умеют они не только это. В детском доме работает несколько творческих мастерских, в которых каждый занимается любимым делом. В тот вечер состоялся показ моделей, сшитых собственноручно, а также был представлен бизнес-проект «Пэчворк». Три одеяла, выполненные в стиле лоскутной техники, были выставлены на аукцион — за считанные минуты их раскупили спонсоры. Вырученные деньги пойдут на приобретение материала и создание новых работ. |
назад |