Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 26 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 15 февраля 2003 года

«ЦЕНЮ ТО ВРЕМЯ И ТЕХ ЛЮДЕЙ»

   Сгодняшний день — 15 февраля — вошел в нашу историю как день, когда последний советский солдат покинул Республику Афганистан. Тем самым была поставлена точка в затяжной, непонятной для многих войне, и перевернута еще одна страница в многотрудной истории советских войск.

   Стех пор минуло 14 лет. Как сегодня, через призму почти полутора десятилетий, воспринимается Афганистан? Что оставил он в душах тех ребят, которые покидали его в феврале 89-го навсегда? Ответить на эти вопросы мы попросили непосредственного участника тех событий, выпускника Челябинского высшего танкового училища, в те годы — старшего лейтенанта, командовавшего взводом, а ныне — депутата городского Совета Сергея СКОКОВА. Он больше полугода прослужил в Афганистане и покинул его в составе последних воинских частей, выводящихся из этой страны, вот таким же февральским днем.

   

   Нчалось с того, что в 1987 году в наш батальон, где я служил молодым лейтенантом, пришла разнарядка на отправку командира взвода в Афганистан. Высшее руководство кадровой службы решило направить моего друга и сослуживца Вадима Морозова. В одном из разговоров Вадик признался, что желания ехать туда он не испытывает: у него семья, двое маленьких детей. Я же был тогда еще неженат и принял для себя решение, что отправиться должен я.

   Водин из приездов заместителя начальника политического отдела дивизии в наш батальон я обратился к нему с этой просьбой. Он ответил, что просьбу мою передаст. Через некоторое время меня вызвали в штаб дивизии в Хабаровск и вручили предписание. Потом была медицинская комиссия с заключением: «Годен для прохождения службы в местности с жарким климатом» (тогда же это все засекречивали, и слово «Афганистан» нигде не фигурировало). Потом был перелет с группой офицеров из Хабаровска в Ташкент, в штаб Туркестанского военного округа, перелет в Кабул — столицу Афганистана, где и получил первое боевое крещение, когда с близлежащих гор душманы (моджахеды) обстреляли реактивными снарядами кабульский аэродром, где находился наш пересыльный пункт. Здесь же познакомился с понятием боевой взаимовыручки: когда из кабульского госпиталя приехали медики за кровью для раненых, ни у кого не возникло вопроса, сдавать или не сдавать; все как один пришли в медпункт.

   Зтем был перелет в город Мазари-Шариф и переезд на место дислокации 201-й дивизии. Так начались боевые будни выполнения интернационального долга: сопровождение колонн от границы до Кабула, особенно когда пошла техника из Союза, сбор и эвакуация поврежденной техники, охрана гарнизона, за что и был в итоге представлен к медали «За боевые заслуги».

   Нпосредственно участвовал и в выводе войск. Практически все вооружение мы тогда оставили афганской армии и выехали в основном на машинах. События и сослуживцев, конечно же, помню, встретил там очень много хороших товарищей; жаль, что сейчас связи разорваны. В памяти остались и самые яркие, и трагические моменты: первый шаг на афганскую землю, первый обстрел и обгоревшие тела сбитых вертолетчиков.

   Н вопрос, победили мы или проиграли ту войну, отвечу так. По моей оценке, «разгрома врага» командование не добивалось, так как это повлекло бы огромные человеческие жертвы, а за людские потери тогда спрашивали очень строго. Ну а что касается победы, то по крайней мере то социалистическое правительство Афганистана, которому мы оказывали военную помощь, находилось у власти и руководило государством. И не ошибусь, если скажу, что с героином через границу курьеров шло куда как меньше, да и вообще этой темы не было. И второе. Как это повлияло на мою дальнейшую жизнь? Могу сказать, что многое зависит от самого человека. После вывода в новой части я был назначен командиром роты и, думаю, далее было бы все успешно, если бы не сокращение Вооруженных Сил. Но и после этого я продолжил службу — в милиции, до выхода на пенсию. Окончил юридическую академию, сейчас — юрист-практик с определенным опытом, в городском Совете депутатов являюсь председателем комиссии по вопросам законности, правопорядка и местного самоуправления. Умею ценить жизнь и людей. У меня крепкая семья, дети-школьники. Вот, пожалуй, и весь «послужной список».

   Сйчас меня больше всего волнует, что ребята-афганцы разобщены. Нет сильного руководства в областной организации, воины-интернационалисты в Государственной думе с нами не встречаются. Над этим, думаю, предстоит работать. Ну и конечно же, очень больно, что продолжается война в Чечне, гибнут наши ребята: солдаты, офицеры, сотрудники МВД, а вернувшимся живыми нет должного внимания со стороны государства.

   Пльзуясь случаем, приглашаю всех участников боевых действий — «афганцев», «чеченцев» — к себе на прием каждую первую и третью среду ежемесячно в ЦД «Строитель» с 17 часов 30 минут.



назад


Яндекс.Метрика