свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
23 | ||||
Вторник, 11 февраля 2003 года | ||||
«МР» ПО-СВОЕМУ ЛЮБЯ, В НЕГО ВЛОЖИЛИ ЧАСТЬ СЕБЯ... «Миасский рабочий» — год рождения 1918-й Впрошлой части чуть-чуть был зацеплен момент перехода «Миасского рабочего» на выпуск пять раз в неделю. Ему предшествовали изменения, подготовившие возможность такого «большого скачка». Как бы кто ни заплевывал прошлое, вокруг становилось все больше людей с образованием — учила же страна свою молодежь! Приехав в Миасс, я с удивлением обнаружил, что со своим «высоким» образованием оказался один в коллективе. Но вузы не дремали: во второй половине 50-х у нас один за другим стали появляться, как принято говорить, грамотные ребята — с институтскими и университетскими дипломами. Решил поработать в «МР» уроженец сих мест, свежий выпускник аж философского факультета Московского университета Николай Алексеев, впоследствии доктор наук. С Украины добрался до неведомого ему прежде Миасса Вашев (имени не помню), учитель по образованию и опыту работы, рвавшийся в газету, однако не получилось на «ридной»: был в плену... Сали группироваться вокруг «МР» те, кто владел фотоаппаратом, — их очень нам не хватало! В 56-м впервые предложил свои фотоработы Петр Иванов — он до сих пор наш верный друг. В штате появился литсотрудник (по-нынешнему просто корреспондент) Сергей Крылов, которого я называл в пятой части сериала. Сереже хотелось только снимать, а ему дали корреспондентскую должность: у редакции не было и ставки фотокорреспондента. Сергей, хоть и не учен был литературному делу, но обладал природным слогом, наблюдательностью, способностью ориентироваться в обстановке, бойко писал и отлично фотографировал. Немного раньше возглавил «МР» Арсений Аркадьевич Букинич, напористый ответредактор и искусный фотограф — его я тоже упоминал. В начале 60-х замаячил на нашем горизонте тот самый Самоквасов, чей рисунок был воспроизведен в пятой серии. Пмять человеческая — текучая материя; я стал спрашивать у ветеранов тех лет Сергея Крылова и Бориса Миронова, когда Владимир Николаевич Самоквасов поступил на работу в «МР», — и получил разные ответы. Все разъяснила подшивка газеты за 1963 год, вернее, ее вторая половина. Почти сразу же после того как издание стало пятиразовым, в текстовке одного из снимков, сделанных Самоквасовым, он был представлен как «наш фотокорреспондент» — первый штатный фотокор в истории «Миасского рабочего». Проработал у нас несколько лет, и они были полны интересными делами — и для него, и для города. Прекрасно снимал, организовывал фотовыставки, был инициатором создания первого в городе фотоклуба. Потом получал даже международные призы. Вот он на снимке — между двух корифеев: всесоюзного (кинорежиссер Сергей Аполлинариевич Герасимов) и, так сказать, всемиасского (первый секретарь горкома Владимир Маркович Старицкий, «пробивавший» строительство нашего «дома печати»). Их запечатлел Сергей Крылов не где-нибудь, а на устроенном редакцией банкете в честь окончания съемок фильма «Журналист». Банкет шумел в зале заседаний горкома, где теперь концертный зал училища культуры и искусства. Вкруг Самоквасова и Крылова собирались те, кто приносил в редакцию профессиональные, чудесные снимки: Сергей Рябов, Виктор Сайбель... Подростком начал давать снимки в газету Виктор Суродин. Долго работал в «МР», уходил, возвращался. Рос на глазах и стал признанным фотомастером. Сейчас он в «Глаголе». На снимке в центре — те же лица через годы: П. Иванов, С. Крылов, С. Рябов и автор этих строк. А теперь о другом. Не так давно главный редактор газеты «Уральский автомобиль» Дмитрий Скляров в зарисовке о бывшем корректоре «УА» Людмиле Коробовой удивленно заметил, что, оказывается, когда-то была такая должность — подчитчик. Я не сразу понял, что тут необычного, потому что для меня это было почти вчера. В 63-м в связи с переходом на «пятидневку» ставка подчитчика была у нас упразднена, зато появился второй корректор. Каждый из них читал по две полосы, и оба попеременно подчитывали друг другу. Важная служба! Вспоминаю долго работавших в «МР» в разные годы корректоров Тамару Трифонову, Светлану Земзер. А память возвращает меня в те же 60-е годы. Еще продолжали работать те, кто до войны составлял костяк «Рабочей газеты»: Петр Петрович Крутов, чьи заметки появлялись на ее полосах чуть ли не с 35-го года, прошел рабкоровскую школу, редактировал многотиражку треста «Миассзолото», газету Миасского сельского района в селе Кундравы в «Миасском рабочем», заведовал партотделом и одновременно был заместителем редактора. Василий Владимирович Морозов поступил в «Рабочую газету» в 36-м, в начале войны был ее редактором, на фронте — военным журналистом, осенью 53-го с майорскими погонами вернулся домой, в родную редакцию — стал главой промышленного отдела. Вот он на рисунке бывшего редакционного художника Венедикта Ивановича Миронова. Рсскажу и о другом Миронове — Борисе Петровиче. В начале шестого десятилетия прошлого века (вот как давно!) редакция продолжала пополняться молодыми, что называется, подкованными кадрами. Борис Миронов, выпускник филфака Петрозаводского университета, несмотря на диплом, был принят всего лишь корректором — других мест не было. А за шесть лет до того место литсотрудника долго пустовало, пока не пришел окончивший вечернюю школу Юрий Степанович Марамзин — это было при недолговременном редакторе Кирилле Ивановиче Ерохине. Вот какие изменения произошли на рынке кадров! Борис Петрович сейчас шутит: «Я не был в редакции только на двух должностях — уборщицы и редактора!» И верно: на протяжении семи лет он — корректор, далее литературный сотрудник, зав. отделом культуры, а затем ответственный секретарь... Причем с очень хорошей языковой подготовкой. В недавние годы Борис написал повесть «Скобаренок», опубликованную в журнале «Дружба народов». Борис начал работать в «МР» при А. А. Букиниче, а в 1962 году редакторское кресло вновь занял А. Ф. Филипоненко, вернувшийся с поста секретаря горкома. При нем «варяги» хлынули к нам прямо-таки потоком, обновляя газету, ломая штампы и каноны, а чаще — с азов начиная осваивать репортерское дело. Особенно широко были распахнуты двери перед челябинцами после перехода газеты на пятиразовый выпуск. Учась заочно в Челябинском пединституте, Александр Филиппович установил с ним прочные отношения, и ему удавалось приглашать студентов в Миасс. Они становились газетчиками, а доучивались «на расстоянии». А вот юный Юрий Вахрушев нигде не учился: он приехал из южноуральской столицы с гордо поднятой головой газетного мэтра. Перелистывая газеты 63-го, видя его оригинальные снимки, поражаюсь смелой, красивой, даже разудалой верстке, часто совершенно игнорировавшей содержание материалов. Человек он был (да простит меня покойный) достаточно беспутный и долго в Миассе не удержался. Был у нас еще один челябинец — Владимир Васильев, тихий, интеллигентный, мастерски работавший и как корреспондент, и как ответственный секретарь. Но... по причине распространенного российского недуга продержался здесь лишь пару лет. Д сих пор кое-кто в Миассе помнит еще одну колоритную фигуру — Владимира Тараканова, перетянувшего из пединститута, и вообще из Челябинска, кое-кого из своих друзей. Володя был парень своеобразный, способный, лихо осваивал газетное дело и за «длинный язык» подвергался наблюдению со стороны компетентных органов. Его друзья Павел Ерисов, Юрий Рейман тоже были в числе «варягов». Свежим стилем, репортерской подвижностью и изобретательностью обладал пришедший из армии Вадим Огурцов, будущий собкор центральных газет. Всего год проработал воронежский парень Виктор Дьяченко, через много лет — собкор Воронежской областной газеты. Окрылась газета «Вечерний Челябинск», Вадим ринулся туда, а Володя — аж в «Челябинский рабочий». Рассеялись и менее целеустремленные «гости» из областного центра. Шли постоянные кадровые передвижки, появились новые люди — например, Николай Листопад, тоже побывавший ответсекретарем... Кнец шестидесятых — начало семидесятых годов принесли шедшие сверху ограничения «рамок» для печати, критика становилась скромной, облик газет скучнел. Но тяга в газету молодых, образованных, ищущих свою дорогу не прекращалась. Появились новые заметные работники, стремившиеся проявить себя. В 1972 году начала работать в «МР» Зоя Анатольевна Соколова, которая унаследовала газетную профессию от родителей — известных челябинских журналистов. В 1976-м начала работать в «МР» Зоя Александровна Карманова, быстро вошедшая в темп газеты. Коллектив представлял собой конгломерат молодежи и ветеранов — таких, как Юрий Степанович Марамзин, Василий Дмитриевич Опалев, а позднее — Федор Степанович Петров. И надо сказать, что «старикам» было не так-то просто тягаться с молодыми. Но особо назову среди старших Виктора Николаевича Чевыченкова — мастера задушевной беседы с теми, кого он «исповедовал», знатока автозавода и автозаводцев. Вех вспомнить невозможно — и даже просто упомянуть. Но вот что интересно: через «Миасский рабочий» прошли десятки интересных людей. Вюду успевающая Ольга Николаевна Белякова. Искусный фотохудожник Евгений Александрович Макеев. Ныне звучащая на всю область ведущая Челябинского радио Татьяна Эдуардовна Палатинская. Заместитель главного редактора газеты «Глагол», вдумчивый стилист Оксана Борисовна Овсянникова. А теперь опять о наших: заместитель главного редактора «Миасского рабочего» Нина Николаевна Низамутдинова, автор эмоциональных очерков о людях города, их необычных судьбах, оперативный и острый репортер. Совершенно оригинальный мастер фотографии Александр Алексеевич Мизуров. Долго проработавший в «МР» Андрей Юрьевич Кузнецов. Думаю, что обо всех моих нынешних коллегах газета расскажет накануне и в день юбилея. Н вот что еще примечательно: «МР» стал школой для целой плеяды главных редакторов: Зоя Карманова — «МР»; Ольга Айзенберг, а затем Зоя Соколова — «Глагол»; Дмитрий Скляров — «Уральский автомобиль»! Длог, прерывист и труден был путь газеты. Ее возглавляли и работали в ней разные люди. Одни — деятельные, преданные делу и верные чести журналиста. Другие — увы... Но газета пережила все, и я надеюсь увидеть, как она снова каждый день, а не трижды в неделю, станет приходить к подписчикам, полная добрых новостей, а главное — «культурная газета», как сказал мне о «МР» мой сверстник, работник кафедры журналистики Уральского госуниверситета. |
назад |