свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
22 | ||||
Суббота, 8 февраля 2003 года | ||||
Л. БОРИСОВА: ПРИОРИТЕТЫ —СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ — Насколько я знаю, не все города Челябинской области приняли бюджет. Пример тому — Сатка, где депутаты городского Совета заявили, что с подобным бюджетом жить нельзя. А в Миассе бюджет приняли. У нас положение лучше? — Оно приблизительно везде одинаковое. Но принятие бюджета дает возможность муниципальным предприятиям и учреждениям работать в рамках закона (бюджета). Наш бюджет дефицитный, поэтому с его утверждением у главы и его замов трудности только начинаются. Недостающие средства надо привлечь из области. — В прошлом году это, насколько мне известно, удалось сделать. — Да, к 300 млн. рублей собственных доходов прибавилось еще 50%, которые администрация города смогла отстоять в областных инстанциях. Только Миасс смог добиться такой прибавки. Вот вам и конкретный показатель того, как работает исполнительная власть нашего города. — Как проходил процесс принятия бюджета? — Процедура не изменилась. В первом чтении была определена в целом общая сумма доходов и расходов муниципального образования. Во втором депутаты рассмотрели бюджет уже внутри расходной части — кому, сколько и на что будут направлены средства: образованию, здравоохранению, культуре и т. д. До этого велась предварительная работа в профильных комиссиях, затем — в объединенной комиссии. Такого досконального, тщательного рассмотрения бюджета я не припомню. В этом году приоритеты отданы выполнению социальных программ. Ее одна особенность: при рассмотрении бюджета депутаты согласились с тем, что нужен план муниципального сектора экономики, т. е. расширенного бюджета, где в расходах присутствовали бы часть налогов, часть квартплаты, родительской платы, хозрасчетной деятельности муниципальных предприятий. — Уже не раз вставал вопрос о необходимости перехода муниципальными учреждениями и предприятиями от сметного финансирования к самостоятельному, хозрасчетному. Что это означает? — Это значит, что их руководители должны быть активными и учиться зарабатывать деньги. В прошлом году я была на стажировке в США; там вопрос с финансированием муниципальных учреждений решается так: 40% — из бюджета, 60% зарабатывают самостоятельно. Считаю, что это правильный подход. — А как зарабатывать учителям и врачам? — Оказывать платные образовательные и медицинские услуги. Определенный набор услуг по-прежнему предоставляются бесплатно. Но если, например, родители желают, чтобы в школе их ребенок обучался танцам или авиамоделированию, то должны оплачивать эту услугу сами. Челябинская дума, к примеру, приняла постановление, разрешающее детским садам привлекать не только родительские средства. Собственно, это делается и у нас, но полулегально. Необходимо развивать и платные медицинские услуги. Во-первых, улучшается обслуживание, во-вторых, врачи получают более широкую практику. Но во всех медицинских учреждениях плата за одну и ту же услугу должна быть одинаковой. О политики «дай!» надо отходить и менять свою психологию в соответствии с новыми рыночными условиями. Например, муниципальным учреждениям и предприятиям необходимо более активно участвовать в федеральных и областных программах. Понятно, что попасть в программу непросто. Надо представить проект, защитить его, доказать необходимость выполнения, определить свое в нем участие, участие города, результат. А потом за выполнение проекта надо отчитаться. Не все могут приспособиться к повышенным требованиям. Опыт показал, что более восприимчива к новым идеям молодежь, значит, надо с ней более активно работать. — На сессии, кроме бюджета, были утверждены и новые тарифы. Некоторые миасские семьи не смогут их осилить. — Это сделано не потому, что депутаты не понимают, как тяжело горожанам. Таковы экономические условия, и они заставляют идти по пути повышения тарифов. С одной стороны, увеличены цены на электроэнергию и газ, на транспортные перевозки. С другой стороны, в бюджет города все меньше налогов поступает от предприятий. Раньше налоги, перечисляемые автозаводом, составляли 60% городского бюджета. В этом году лишь 25%. Посмотрели среднюю зарплату работающих на некоторых предприятиях Миасса; она ниже средней по городу. Это означает, что предприятия «уходят» от налоговых платежей, занижая показатели по зарплате. В результате городская казна недополучает налоги. Более того, если у работника предприятия официально 450 рублей, а на деле 5-6 тысяч, он имеет полное право получать жилищную субсидию. Чтобы до каждого руководителя предприятия, предпринимателя дошло, что от такой их политики страдает, в первую очередь, городской бюджет, мы решили приглашать их на сессии. — Вернемся к тарифам. На сессии было принято решение, что 75% коммунальных услуг оплачивает владелец жилья или квартиросъемщик, а 25% компенсирует бюджет. — Получается так: из федерального бюджета идет 10-процентная дотация. А 90% должны платить граждане. Сессия остановилась на 75%. Значит, 15% расходов будут возложены на городской бюджет. И эти средства надо найти. А горожанам следует понять, что 75% платежей берется от новой базы, в которую заложено повышение на 20% тарифов на электроэнергию и на 25% — газа. Размер оплаты коммунальных платежей будет меняться и дальше, даже если не будет дотаций, к сожалению, в сторону увеличения. — Что делать тем, кто не может вовремя оплачивать расходы по содержанию жилья? — Идти за субсидией. В тех городах, где жители оплачивают 90 или 100 процентов квартплаты, размер субсидий, выделяемых городу, в несколько раз больше. А у нас получается, что 30 млн. рублей — задолженность горожан по квартплате, а субсидии вовремя не оформляются. Результатом этого стала задолженность по зарплате коммунальщикам. Првый квартал года всегда тяжелый. Налоги, как правило, поступают в конце квартала, а иногда — и в конце года. Между тем, тепло, воду, газ в квартиры горожан надо подавать каждый день. Зарплату врачам и учителям надо также платить каждый месяц, а не в конце года. Чем больше будет поступать налогов, чем активнее руководство города будет работать с областью и экономнее в расходах будем мы сами, тем лучше будем жить. Ничего страшного в том, что бюджет составлен с дефицитом, нет: я участвовала в составлении уже тридцатого бюджета, и никогда он не обеспечивал стопроцентного выполнения принятых программ. Такова реальность...
Беседовала Тамара КЛЕЩЕВА.
|
назад |