![]() | ||||
![]() |
свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|||
![]() |
6 | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Вторник, 14 января 2003 года | |||
![]() |
ДОРОГА ДОЛГАЯ, С ПОВОРОТАМИ Уменя под рукой снова стопа переплетенных номеров «Миасского рабочего», взятая в общем-то наугад — все архивные подшивки ведь не перелистаешь одним махом. Очередной такой том — за 1949 год. Лишь за три с половиной года до этого рассеялся пороховой дым на востоке и западе страны. Первая мировая война «привезла» в Миасс единственное индустриальное предприятие — напилочный завод, вторая — Великая Отечественная — была сродни великому переселению народов, городов, заводов. Автомобильный, электромеханический («Миассэлектроаппарат»), небольшой 611-й завод, поставлявший на фронт массу взрывчатой продукции, — да разве только это было новым в бывшем Миасском заводе? Старательский быт, старательская психология хоть и жили еще в душах людей, шаг за шагом отступали под натиском невиданных здесь явлений, темпов, масштабов. Так было и в военные годы, и потом, в годы мирные. Обо всем этом в «сороковые, роковые» говорила, кричала, витийствовала — по принятому, понятно, образцу — «Рабочая газета», получившая в 1943 году новое имя — «Миасский рабочий». Кк она это делала с 1941 по 1945 годы, сказать не могу: в редакции «МР» не осталось ни одной подшивки, ни одного номера «МР» тех лет! И не виноваты в такой обидной пропаже ушедшие на фронт один за другим редакторы — сначала Михаил Семенов, потом Василий Морозов. Не виноват и сменивший их на некоторое время Владислав Гравишкис. Все та же моя собеседница Л. И. Свиридова, которую я упоминал в прошлой части сериала, склонна винить в исчезновении исторических подшивок одного из временных редакторов, человека приезжего, которому недорога была печатная летопись того времени. А какой была тогда газета? Лидия Ивановна считает, что «МР», как и до войны, выходил три раза в неделю на четырех страницах. Но мне-то помнится, что такая же троицкая газета «Вперед» была в войну убавлена в размере. Листаю миасское издание 49-го и вижу: да, еще и тогда, спустя три-четыре года после перехода на мирные рельсы, «Миасский рабочий», выпускавшийся, и верно, три раза в неделю, печатался всего на двух страницах — один лист с оборотом. Подписывал городскую газету сорок девятого года ответственный редактор Николай Иванович Лупанов, с которым я потом, в 1954-м, перед приездом в Миасс, познакомился, побывав в Троицке, где он редактировал газету «Вперед». Николай Иванович даже заказал мне несколько статей, и я охотно выполнил его заказ: время было, с севером я уже рассчитался, на новую работу в родной области брать меня не спешили, а «северные» за шесть месяцев отпуска уже подходили к концу... Окончание. Начало на 1 стр.
Тперь вот, листая эту подшивку, я увидел, что питомец «Миассэлектроаппарата» Н. И. Лупанов покинул Миасс летом 1949 года, в последний раз подписав газету 29 августа... Его здесь вспоминали как человека добродушного и мягкого. После него исполнял обязанности редактора Григорий Иванович Вершинин, а вскоре появился солидный, импозантный Алексей Павлович Неверов, в 1954 году с шумом снятый с работы. Я еще застал его здесь, когда он ожидал преемника, которому нужно было сдать дела. Было это в доме № 6 по улице Октябрьской в старом городе — в доме, который позднее стал жертвой перестроечного хаоса — сгорел... Гзета как-то легонько, не очень капитально касалась того, что делается на автозаводе (да ведь и далеко до него было из старгорода — разве на мотовозе наездишься? Мотовоз ходил утром туда, вечером — обратно. Да еще понять требовалось, что творится в утробе завода — такой махины!). Н все же листать и читать газету той поры интересно. Вот фотография Т. Г. Барановой, бригадира белошвеек артели имени 18-го партсъезда. Баранова, будучи 71 года от роду, выполняла норму на 115 процентов. Я ее еще застал, был знаком с ней, она после артели работала на швейной фабрике, прожила очень долгую и очень полезную для города жизнь. Или живой, с юмором, очерк Виктора Чевыченкова о матери-героине Анне Гавриловне Морозовой. В очерке пока еще ни слова о ее сыне В. В. Морозове, нашем коллеге, будущем летописце Миасса — он пока что был в армии и вернулся в «МР» лишь в 1953-м году, но Виктор наверняка о нем знал... Д обидного лаконична подпись под одним из снимков: лучший стахановец Мелентьевского рудника Н. К. Проневский, ежемесячно выполняющий «185 проц. нормы» (снимок вверху). «Проц.» — и все. Рудник и шахта — кто из нынешних поколений помнит о них в Мелентьевке? Там добывали золото. Проневский был богатырского склада, геройского вида; на офицерском кителе не только гвардейский знак, но и орден боевого Красного Знамени, медаль «За отвагу». Он мог бы стать персонажем не одной только фотографии, но и чего-то большего. Портреты автозаводской красавицы — зуборезчицы Нины Назаровой (снимок слева), подробные корреспонденции о ней, о ее новаторстве, прогремевшем на всю страну, публиковались в «МР» не раз. Задуманные ею изменения в организации работы поражают отточенностью, продуманностью. Ей, конечно, помогали инженеры, но она и сама была знатоком своего дела. А вот еще примечательный факт городской жизни того года: в Миассе был профессиональный драматический театр! Писали о нем мало, объявления давали мелким шрифтом — не потому ли он исчез? В этой годовой подборке газет были отмечены первые ступеньки карьеры недавно ушедшего из жизни Николая Васильевича Богачева — он писал в «МР» сначала как председатель городского комитета по физкультуре и спорту, а затем как секретарь горкома комсомола. Мне выпало начинать здесь работу в марте 1954 года. В конце лета 1955-го к нам прибыл бывший редактор многотиражки ЧТЗ «За трудовую доблесть» Александр Филиппович Филипоненко. Он привез с собой богатый опыт весьма квалифицированного журналистского коллектива пятиразовой газеты тракторного завода. Оттуда с ним «приехал» коллективный псевдоним «Максим Зубастый». Чувствуете? Почти как «Максим Горький»... Под этим псевдонимом у нас сначала выступали несколько человек, а затем мне довелось много лет использовать его единолично. Газета стала серьезнее «влезать» в дела предприятий, заметно окрепла. Вконце 1956-го Филипоненко был избран секретарем горкома партии. У нас появился новый редактор — Арсений Аркадьевич Букинич, человек сложного нрава, но несомненно творческий — выпускник ВГИКа, кинооператор, умелый фотограф, бывший офицер с богатой фронтовой биографией. Газета не стеснялась критиковать, не глядя на чины, отлично иллюстрировалась, что не очень приветствовали парторганы: какой-то, дескать, разукрашенный листок! Вт газета за 60-й год — Букинич все еще ее подписывал. В конце пятидесятых — начале шестидесятых «МР» часто сообщал о работе первых коммунистических бригад В. Дмитриева и Э. Сафроновой. В вовлечении бригады Дмитриева в это движение пришлось поучаствовать и мне. Вместе с первым секретарем горкома комсомола Игорем Кутыревым мы на его «газике» рванули на автозавод. Игорь растолковывал девичьей бригаде и ее вожаку, что и как должно быть, а я вел запись. И пошли публикации об этом в нашей, а потом и в других газетах... Кнечно, в «МР» много писалось об освоении грузовика «Урал-375» — предстояло до конца года выпустить 300 первых таких машин. А нас ждало новоселье. С улицы Октябрьской в старом городе мы вместе с горкомом партии переехали в... поселок Октябрьский, который вскоре стал называться центральной частью города. То было здание, где сейчас расположено общежитие училища культуры и искусства. И кто только там не поселился! Это был настоящий теремок из сказки: горком партии, редакция, горком комсомола, горком физкультуры и даже общество по распространению знаний. Первый номер с адресом этого здания — ул. Орловская, 13а — вышел 6 мая и весь был посвящен советской (и миасской) печати. Эот переезд был для нас желанным, но повлек массу трудностей: типография ведь так и осталась в старом городе, на переулке Почтовом! Вот и ездил я туда, ответсекретарь, на не очень регулярных автобусах выпускать газету, привозил редактору на подпись первые выправленные оттиски, а потом уборщица-курьер везла их обратно с росчерком: «Печатать разрешается!» Окрывалась подшивка 60-го новогодним номером, в котором был напечатан рисунок Владимира Николаевича Самоквасова «Проспект Автозаводцев». Вот он, здесь (снимок в центре). Самоквасов был художником разносторонним, в том числе и в фотографии. За годы работы у нас, несмотря на неизбежные газетные штампы, он достиг уровня большого мастера фотографии. В 1957 году появились в газете первые снимки и корреспонденции Сергея Михайловича Крылова — впоследствии кинолетописца автозавода, побывавшего на испытании «Уралов» и на Крайнем Севере, и в южных пустынях. Огазете можно писать много. Но, пожалуй, еще один из поворотов надо отметить особо. Раскройте подшивку за 1963-й год. Половина ее — нормальный «Миасский рабочий», выходивший много лет подряд три раза в неделю. А с 3 июля в «фирме» газеты вместо слов «Выходит три раза в неделю» появились другие слова: «Выходит пять раз в неделю». Вот поворот так поворот! Его с честью выдержал Филипоненко, вернувшийся в редакторское кресло за два года до этого. Ему крепко досталось: газетчиков требовалось больше, а где было их взять? В газету не особенно рвались — платили нам скромненько... В 1968 году — еще один поворот, типографии (и нам) построили нынешнее здание. Увы, теперь вот, на тряских поворотах перестройки и реформ «МР» растерял два номера и остался с прежними тремя. Хотя «Златоустовский рабочий» сохранил свою исконную периодичность... Н, пока довольно. Надо кое-что оставить для последней серии. Оончание следует. |
назад |