свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
47 | ||||
Вторник, 24 апреля 2001 года | ||||
ТЕАТР АБСУРДА - 6. УРАЛАЗ «ПОД КОЛПАКОМ» У ОЛИГАРХА. ВНЕШНИЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ, МЭР И ГУБЕРНАТОР «ОТДЫХАЮТ» В ситуации с переделом собственности Уральского автомобильного завода, которую «МР» отслеживает более чем полгода, очередной судьбоносный поворот (или переворот?). Маски сброшены. Передел собственности, ранее тщательно скрываемый, отныне стал достоянием общественности. И демонстрируют его на публике высшие должностные лица области, включая губернатора. Страстная пятница Срастной пятнице, 13 апреля, возможно, суждено стать роковой для УралАЗа. В тот день президент ООО «Группа «Сибирский алюминий» 33-летний олигарх Олег Дерипаска на собственном самолете прилетел в Челябинск, где подписал с губернатором соглашение о стратегическом партнерстве в деле развития машиностроительной отрасли Челябинской области ценой в полмиллиарда рублей. Таким образом, «Сибал» окончательно расписался в намерении приобрести контрольный пакет миасского автогиганта, о чем начали судачить в начале марта. Цна соглашения выглядит довольно скромно, если не сказать — смехотворно: до конца 2001 года алюминиевые короли обязуются вложить в УралАЗ порядка 500 миллионов рублей. В качестве «первоначальных» инвестиций. Вобще-то соглашение это еще никто в глаза не видывал, кроме узкого круга чиновников и заинтересованных лиц. В прессе лишь промелькнула фраза, что соглашение — открытое и будет опубликовано. Но до сих пор этого не сделано, что дает основание высказать свою версию происшедшего в областной администрации 13 апреля. Тем более, что о подробностях «многообещающего» соглашения мы узнаем из уст всех, кому не лень, кроме главного подписанта — всемогущественной группы «Сибирский алюминий». Странно, не правда ли? Кто во что горазд талдычит о каких-то беспрецедентных гарантиях, выторгованных областной администрацией для города Миасса и трудового коллектива УралАЗа, сам же гарант помалкивает в тряпочку... Чезвычайно интересно наблюдать сейчас, как ведут себя по отношению к ОАО «УралАЗ» «действующие лица и исполнители». Все как на ладони — будто анализ мочи сдали. Видно, у кого сколько белка, сахара, дури, кто у кого на крючке или еще только ищет свой крючок... Здумаемся: столь ли уж величайшее благо свалится на миасских автомобилестроителей, правда ли, что на УралАЗ приходит добрый и серьезно настроенный инвестор в образе «Сибала», который не собирается «резать курицу, несущую золотые яйца» и прямо-таки мечтающий о том, «чтобы УралАЗ сохранил свою конкурентоспособность, повысил качество продукции, обслуживания автомобилей, сервиса»? Кк известно, сырьевой бизнес и машиностроение — как небо и земля. Сырьевые отрасли всегда работали на экспорт, приносили бешеную прибыль. Совсем другое дело — машиностроение, где издержки по увеличению объема производства (не говоря уж о качестве продукции) на порядок выше, чем при выплавке металла. В отечественном машиностроении вообще трудно найти что-либо, представляющее экспортный интерес и сулящее немедленные доходы. Здесь неприменима традиционная для России схема обогащения по формуле «взял — продал». Вот почему поражает, что олигарх Дерипаска внезапно проявил столь повышенный интерес к автомобилестроению вообще и к УралАЗу в частности. Тм более, состояние российского автомобилестроения поистине аховое: оборудование и технология давно устарели, и прорыва в ближайшем обозримом будущем, увы, не предвидится. Разумеется, если невесть откуда не упадут инвестиции в сотни миллионов — долларов, а не «деревянных». В качестве примера «благих намерений» «Сибала» Олег Дерипаска приводит «ГАЗ», куда, став новым собственником, в течение полутора месяцев алюминиевая группа вложила 170 миллионов долларов. И уральцам рисуют красивую картинку — создание могущественного машиностроительного «Руспромавто-холдинга», специализацию на выпуске грузовых автомобилей... Пи этом как-то вскользь г-ном Дерипаской было сказано, что крупных сокращений на автозаводе не планируется: «все зависит от качества работы людей, от тех проблем, которые существуют на заводе». Эта туманная фраза олигарха почему-то выдается за обещание сохранить численность рабочих мест на УралАЗе и команду нынешних управленцев во главе завода. Однако, по данным газеты «Деловой Урал», пункт о сохранении на предприятии команды топ-менеджеров в ходе «торгов» был исключен из соглашения. Не мудрено: он абсолютно незаконен. Ктому же, по информации источников, близких к ФСФО (Федеральной службе по финансовому оздоровлению и банкротству), в Москве имеются серьезные претензии к деятельности Панова на посту внешнего управляющего ОАО «УралАЗ». Оказывается, 10 апреля комиссия при ФСФО вынесла решение о переносе даты окончательного рассмотрения вопроса о лишении Валерия Панова лицензии арбитражного управляющего до изучения дополнительных материалов. Похоже, в ФСФО наконец-то обратили внимание на том, что за два с половиной года «преуспевающего» внешнего управления кредиторская задолженность на автозаводе возросла на несколько миллиардов рублей и составляет сегодня порядка шести миллиардов. Можно предположить, почему «кредиторка» скакнула более чем в полтора раза. Напомним один лишь факт. Г-н Панов только через «Представительство УралАЗа по Челябинской области» (г. Озерск) под руководством своего брата вывел из-под взора кредиторов и налогообложения сумму более чем в 200 миллионов рублей, организовав при этом скупку кредиторской задолженности на аффилированные компании (об этом см. в предыдущих сериях «Театра абсурда» — «МР» от 21.09, 26.10, 14.12.2000 г. и 31.03.2001 г.). В общем, на своем посту Панов не предпринял никаких мер к решению главной задачи арбитражного управления — восстановлению платежеспособности банкрота... Н вернемся к «Сибалу». Обещания вложить до конца года в УралАЗ около 500 миллионов рублей можно рассматривать и как дар Дерипаски бюджету Челябинской области в счет будущих налоговых поступлений. Конечно, дареному коню в зубы не смотрят, и все же терзают сомнения, не являются ли полмиллиарда предоплатой, после которой благодарная администрация области затянула хвалебную песнь: «Найдено взаимопонимание, учтены интересы области, города, коллектива, впереди — плодотворное сотрудничество и «планов громадье». Пчему-то никого в этом хоре приветствующих подписание «судьбоносного» соглашения не настораживает одно маленькое «но». С чего бы это вдруг алюминиевого олигарха потянуло на инвестиции в автомобилестроение, да еще в масштабах всей России? Ивообще, попытаемся понять, что такое обещанная УралАЗу сумма в полмиллиарда. Займемся простой арифметикой. Ежемесячно автозавод выпускает 800 вездеходов, средняя цена каждого — 700-750 тысяч рублей. Помножьте эти цифры и сопоставьте их с сибаловским полумиллиардом, да еще до конца года... Сыша судорожные «приветствия» факта заключения соглашения с «Сибирским алюминием», складывается впечатление, что в коридорах власти пытаются пустить пыль в глаза всем заинтересованным в судьбе УралАЗа. Похоже, власти озабочены лишь решением своих проблем. Достаточно вспомнить, как в конце прошлого, предвыборного года губернатор резко парировал нападки на себя, разместив в областной газете эффектный слоган: «Московским олигархам нужен НОВЫЙ губернатор. А вам?», намекая тем самым, что при «старом» хозяине области столичным олигархам на Южном Урале ловить нечего. Не прошло и полгода, как Петр Иванович «сдает» с рук на руки Дерипаске Уральский автомобильный. Как остроумно заметил кто-то из коллег, «от сумы да от Дерипаски не зарекайся»... Вотличие от самого олигарха, удостоившего журналистов скупым брифингом, куда более многословными оказались глава города Миасса и сам внешний управляющий, проведя после подписания соглашения свои пресс-конференции. Мр Владимир Григориади радостно сообщил прессе, что по Миассу с Олегом Дерипаской будет подписано специальное соглашение, согласно которому город рассчитывает получить материальную помощь в размере не менее 5 млн. рублей. Правда, «аппетиты» градоначальника куда весомее: он выставил предложения олигарху выделить на нужды города аж 200 миллионов помощи, а в придачу к ним приобрести 25 троллейбусов и 40 автобусов. Дополнительное соглашение планируется подписать в середине мая во время визита Дерипаски в Миасс. Сору нет: городу-банкроту, встретившему новое тысячелетие с полумиллиардными долгами (во многом «благодаря» тому же УралАЗу) как воздух необходимы денежные и натуральные «вливания». Вопрос, однако, в том, а олигарху это нужно? Что-то не верится в миллиардную благотворительность «новых русских»... Тем более, повторюсь, сам Дерипаска на сей счет еще ни разу не обмолвился. Ктати, еще в начале месяца миасский мэр заявлял, что направил в адрес члена правления «Руспромавто-холдинга» Павла Яковлева свои предложения, которые должны были найти отражение в генеральном соглашении между «Сибалом» и правительством области. Теперь же, как видим, нам сулят подписание какого-то дополнительного соглашения «с учетом интересов Миасса». В целом же ситуация выглядит парадоксально: горадминистрация в начале года выдала поручительство по долгам банкрота, ловко обойдя требования законодательства. Теперь же выдвигает какие-то подзаконные предложения будущему собственнику предприятия... Ктати, «Сибал», не дожидаясь торгов, уже поставил на УралАЗе своих наблюдателей, призванных контролировать положение дел в производстве, финансах, с продажей автомобилей. Это к вопросу о доверии к команде внешнего управления... Долги - не голуби, обратно не вернуться. Чо же касается самого внешнего управляющего Валерия Панова, то его высказывания можно охарактеризовать так: блажен, кто верует. Неделю назад на пресс-конференции на заводе «Строммашина», где он является председателем совета директоров, Валерий Викторович заявил, что торги по продаже акций нового ОАО «Автомобильный завод «Урал» состоятся не позднее начала осени. «Сибал намерен приобрести не менее 50% акций «дочки», а доля государства в акционерном капитале нового предприятия составит 25% плюс одна акция. При этом размер уставного капитала ОАО «Автомобильный завод «Урал» составит 1 миллиард 228 миллионов рублей. Таким образом, к продаже с молотка «Сибалу» на блюдечке с голубой каемочкой готовят «чистое» от миллиардных долгов предприятие. Павда, порядок намеченных торгов еще должен быть определен комитетом кредиторов Уральского автозавода. Пока же идет интенсивное промывание мозгов автозаводцев, широкомасштабная психологическая обработка коллектива, который решено оставить с носом. В самом деле, даже если рядовым труженикам предложат мало-мальскую долю акций «дочки», вряд ли их смогут купить все желающие: номинал одной акции — 10000 рублей. Вешний управляющий признал, что при любом исходе торгов денег для удовлетворения претензий всех кредиторов не хватит: дескать, долги, накопленные предыдущим руководством УралАЗа, превышают стоимость самого предприятия. По его словам, сегодня суммарная кредиторская задолженность составляет 5,8 миллиарда рублей. Внароде это называется «начал за здравие, а кончил за упокой». Внешний управляющий вел свою кипучую деятельность гордо, а теперь, к финишу арбитражного управления, видимо, что-то внутри у него изменилось, вырвалась наружу тщательно скрываемая цель: обанкротить предприятие. Кроче говоря, тайное стало явным: миасский автогигант решено сдать новому собственнику с весьма туманными намерениями, «кинув» трудовой коллектив автозавода, имеющий на руках блокирующий пакет — каждую третью акцию ОАО «УралАЗ». Во всяком случае, интересы миасских акционеров оказываются ни причем, их попросту не принимают во внимание. Иладно бы только в потере акций заключалось дело для рядовых автозаводцев... Как известно, перевод большинства работников в дочерний автозавод «Урал» по плану внешнего управления хотели завершить 1 апреля. Бог с ним, что не завершили, куда важнее другое. 5 апреля гендиректор ОАО «Автомобильный завод «Урал» Виктор Корман заявил на пресс-конференции, что предполагаемая численность работников «обновленного» автозавода составит не более 17 тысяч человек. Неделю назад внешний управляющий Валерий Панов говорил уже о том, что «в производстве будет занято 17-19 тысяч человек». Между тем, по подсчетам экспертов, оптимальная численность работающих должна быть такой, чтобы на каждого автозаводца приходился выпуск одного автомобиля в год. Собственно, так раньше и было, когда УралАЗ выпускал 30 тысяч «Уралов». Теперь же годовой план — 8 тысяч вездеходов. Вот и делайте выводы, насколько выгодно новому владельцу предприятия содержать раздутые штаты. Не выкинут ли лишних людей за ворота проходной? Внятного ответа на этот вопрос, увы, до сих пор нет.Безусловно, УралАЗу жизненно необходимы инвестиции, без которых невозможно представить будущее предприятия. Вот только непонятно, почему, говоря об инициативе «Сибала», подразумевают приход в Миасс замечательного инвестора, а не жесткого нового собственника, который на деле будет руководствоваться не сиюминутными, конъюнктурно-политическими договоренностями, а суровыми экономическими реалиями. Поэтому будущее автозавода выглядит, как ежик в тумане, по крайней мере сегодня. А тем временем выход из сложившейся ситуации есть, хотя договорившиеся в кулуарах нынешние властители дум об УралАЗе о нем помалкивают, считая мировое соглашение между кредиторами «замшелой идеей фикс» со стороны бывшего градоначальника Михаила Жмаева, депутата Госдумы Валерия Гартунга и иже с ними. В таком случае хочется привести мнение еще одного, более чем осведомленного в страстях по УралАЗу человека — бывшего первого заместителя губернатора В. Уткина. Напомню читателям, что еще летом прошлого года Владимир Петрович яростно поддерживал своего ставленника — Панова, видя панацею от всех бед в продлении внешнего управления на УралАЗе. Тем интереснее сегодняшнее мнение Владимира Уткина о дальнейшем развитии ситуации, высказанное на днях в газете «Деловой Урал»: — Президент «Сибала» Олег Дерипаска ставит задачу получить контрольный пакет акций, а вместе с этим прийти на Уральский автомобильный в качестве одного из собственников. Однако в результате этой экономической экспансии перед областной администрацией, муниципалитетом Миасса могут возникнуть некоторые социальные проблемы. Создание крупной автомобильной корпорации, на мой взгляд, — процесс объективный и своевременный. Но даже несмотря на удобный для администрации текст соглашения нет никаких гарантий по его точному и пунктуальному соблюдению. Ведь рыночные отношения зачастую диктуют совершенно неожиданные ходы. Тким образом, формально соглашение о партнерстве заключено. Но возникает вопрос, что будет с внешним управлением? При ответе на него возможны три варианта: продажа завода через конкурсное производство, реструктуризация по плану внешнего управления и заключение мирового соглашения. Н мой взгляд, третий вариант наиболее предпочтителен. По информации, которой располагаю, после заключения мирового соглашения между новым собственником и кредиторами крупные владельцы акций автозавода продают их «Сибалу». Вырученные средства идут на погашение долгов «УралАЗа», после чего «Сибал» получает контроль над ним, а сэкономленные в результате этой сделки деньги вкладывает в развитие производства, в пополнении оборотных средств автомобилестроителей. Думается, что вариант с мировым соглашением удовлетворит интересы многих участников процесса. Пчему же выгодное всем развитие событий, когда кредиторы идут «на мировую» с должником, десятки тысяч миасцев остаются совладельцами ОАО «УралАЗ», а инвестор привлекается через эмиссию дополнительных акций (с чем сегодня запоздало согласился и бывший первый вице-губернатор), не устраивает Валерия Панова? Смею предположить, что при таком повороте дел, когда ОАО «УралАЗ» испустит дух под скальпелем внешнего управляющего, самому «хирургу» легче всего спрятать концы в воду. Ради этого сегодня столь настойчиво обрабатывается общественное сознание на предмет «единственно правильного пути» и идет надувание мыльных пузырей в виде гарантий для области, города и коллектива автозаводчан. Пка же приходится констатировать, что УралАЗ оказался «под колпаком» загадочного олигарха. А внешний управляющий, мэр Миасса и даже губернатор, похоже, «отдыхают». В смысле — уже ничего не решают...
Сергей НИКОНОВ.
|
назад |